• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Нельзя ограничиваться только обязательными курсами"

О том, что ждет студентов-социологов в первый год их обучения, рассказывает декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

Александр Юльевич, к чему готовиться студентам-первокурсникам на факультете социологии?

— Во-первых, студенты должны быть готовы к тому, что условия «существования» в вузе значительно отличаются от тех, к которым они привыкли в школе. Здесь они должны брать на себя больше ответственности за свое обучение. Мы исходим из того, что первый шаг на этом пути они уже сделали, приняв сложное и ответственное решение поступать на факультет социологии ГУ-ВШЭ. Главное, что я хочу донести до студентов как декан, — это то, что учиться нужно будет начинать сразу, поскольку в Вышке нет семестровой системы. Проводить время по всем известной формуле «от сессии до сессии живут студенты весело» не получится. В ГУ-ВШЭ существует пятимодульная система обучения, а это значит, что раз в семь-восемь недель студентов будут проверять на наличие так называемых остаточных знаний — словом, работа будет напряженной.

С каких дисциплин начнется обучение на первом курсе?

— Некоторые ребята считают, что если они готовились к поступлению, читали литературу, принимали участие в олимпиадах по обществознанию, то они готовы сразу пуститься в открытое плавание и заниматься социологией. Но я бы сравнил систему вузовского образования со строительством: сначала нужно заложить фундамент. Конечно, он не будет виден, когда строительство завершится, но без него здание рухнет при первой же проверке на прочность. Так вот для социолога-первокурсника фундамент его будущих знаний и навыков — это философия, психология, право, математика, макро- и микроэкономика, иностранный язык, история и в какой-то мере основы социологических знаний.

Но ведь только базовыми предметами обучение на первом курсе не ограничивается?

— Действительно, если продолжить метафору, то уже на первом курсе студенты начнут возводить «леса». Причем речь идет как о теоретических курсах общей социологии и истории социологии, так и о прикладных математических курсах.

Каково соотношение в процессе обучения практических и теоретических занятий?

— Я хочу особо отметить, что ни голой теории, ни чистого эмпиризма на факультете социологии нет. Студентов ждет большое количество дисциплин, в которых надо будет совмещать теоретические знания и практическую работу. На первом курсе они познакомятся с методами сбора и анализа социологических данных. Эссе, курсовые, другие работы, выполняемые студентами, также, как правило, связаны с решением практических задач. К решению практических задач будут привлекать студентов и базовые кафедры, которые имеют на нашем факультете Фонд «Общественное мнение» и «ГфК-Русь».

На какие еще курсы и занятия студентам следует обратить внимание?

— ГУ-ВШЭ — это очень большой университет, обучаясь в котором нельзя ограничиваться только обязательными курсами. Нужно посещать портал Вышки, читать новости и анонсы, заходить на сайт факультета. Так можно узнать о множестве интересных событий, в частности, об открытых лекциях, презентациях, мастер-классах, которые в Вышке проходят регулярно. Здесь же можно накопить социальный капитал, знакомясь с людьми и организациями, которые могут впоследствии сыграть важную роль в профессиональном становлении студента.

Как выглядит типичный социолог в глазах первокурсников?

— Многие студенты приходят с представлением, что социолог — это человек, который должен придумать анкету, походить с ней по улицам, каким-то образом сложить полученные данные и представить в виде таблиц. Но нужно понимать, что поле деятельности социолога гораздо шире и разнообразнее. Чтобы получить адекватные результаты и адекватно их интерпретировать, недостаточно просто сделать анкету и рассортировать ответы, указанные в ней. Социологи пользуются тонким математическим инструментарием, изучение которого ко второму-третьему курсу существенно изменит представление студентов о социологии. Есть целая область, изучающая базовые закономерности, которые лежат в основе функционирования общества. Без понимания этих закономерностей невозможен прикладной социологический анализ.

Какое будущее ждет студентов факультета социологии после завершения обучения?

— Свои знания и навыки наши выпускники реализуют в широком спектре профессий. Те, кого не заинтересует наука, найдут себя в других сферах деятельности — маркетинговых исследованиях, связях с общественностью, журналистике, других медийных профессиях.

Можно ли научить студентов не манипулировать полученными результатами исследований, пусть даже это будет выгодно заказчику?

— Это вопрос не только совести и личной ответственности, но и рациональной оценки. У нас в стране, особенно в 1990-е годы, было много центров изучения общественного мнения, которые создавались не с целью получить знания, а с целью убедить население сделать «правильный» выбор. Ни один из таких центров сегодня не существует. Как правило, серьезные компании, серьезные специалисты, которые хотят, чтобы клиенты к ним возвращались, не позволяют себе искажать полученную информацию. Другое дело, что большое число выпускников социологических вузов получают лишь приблизительное представление о палитре методов, существующих для анализа и интерпретации получаемых данных, и о тех ошибках, которые могут быть допущены иногда из-за банальной невнимательности. У нас на факультете преподается комплекс дисциплин, посвященных этим проблемам. Мы учим студентов и тому, как избежать элементарных ошибок выборки, и тому, как выбрать методы, адекватные решению конкретной задачи. Сложность социологии, как и многих других социальных дисциплин, состоит в том, что дважды два в этих сферах — не всегда четыре. Многое зависит от того, как и кому задан самый, казалось бы, простой вопрос.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад

Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.

«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»

Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»

Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.

«Всегда лучше думать своей головой»

Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.

20

площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.

«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»

В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.

5856

первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.

Вышка для начинающих: что делать после зачисления?

Вы нашли свое имя в списке зачисленных на первый курс? Значит, главная цель этого года достигнута. А теперь, когда вы стали студентом, мы расскажем о том, как — без проблем и с комфортом — начать учебу в Вышке.