Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
Урбанистика
Городской планировщик смотрит на город, используя оптику разных наук, анализирует большой объем информации из разных сфер, координирует интересы множества заинтересованных субъектов (власть, бизнес, общественные организации, жители) и выступает в роли медиатора. Такому специалисту важно понимать технические и гуманитарные дисциплины в равной степени, а также обладать коммуникативными навыками.
Кирилл Пузанов
При составлении заданий для направления «Урбанистика» олимпиады «Я — профессионал» важным аспектом стала не сложность самих вопросов, а их разнородность. Кирилл Пузанов, доцент Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, считает, что такой подход поможет найти тех студентов, кто одновременно интересуется техническими аспектами устройства города, архитектурными стилями, психологией горожан, вопросами современной культуры и множеством других тем, которые находят отражение в городской среде.
«Главное, что участники оценят широту разброса тем, которыми занимается урбанистика, — это наше проклятье и одновременно самая сильная сторона. Наши выпускники владеют знаниями из разных областей (экономика, антропология, география и другие) и могут лавировать между ними, собирая междисциплинарную проектную команду для решения самых сложных городских вопросов», — поделился Кирилл Пузанов.
Бизнес-информатика
Направление «Бизнес-информатика» идеально подходит для студентов, заинтересованных в сочетании IT и бизнеса, и будет полезно тем, кто стремится развивать навыки создания и управления информационными системами, которые применяются в бизнесе и государственном секторе. Участники этого направления смогут подготовиться к карьере в таких востребованных ролях, как бизнес-аналитики, системные аналитики, менеджеры IT-проектов, специалисты по большим данным, и в других современных профессиях, актуальных на рынке труда.
Лилия Жукова
Задания на олимпиаде составляются так, чтобы проверить компетенции в трех ключевых областях: информационные технологии, менеджмент и экономика. Подробнее рассказывает Лилия Жукова, доцент департамента прикладной математики Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ: «При создании задач мы руководствуемся следующими принципами. Во-первых, задачи должны иметь практическую направленность, поэтому они основаны на реальных бизнес-ситуациях и кейсах. Во-вторых, вопросы должны охватывать несколько дисциплин одновременно: задания отборочного этапа включают в себя проверку знаний из таких областей, как информационные технологии, принципы реляционной модели баз данных и объектно-ориентированного программирования, методология разработки и тестирования программного обеспечения, управление проектами. В-третьих, олимпиадные задачи должны быть актуальными. Например, недавно были добавлены вопросы по работе с большими данными и применению методов искусственного интеллекта. И в-четвертых, задания должны обладать различным уровнем сложности: от базовых для проверки фундаментальных знаний до более сложных, требующих применения креативного мышления и навыков анализа для решения практических кейсов».
Лилия Жукова считает, что для успешного участия студентам необходимо владеть основами управления IT-проектами, анализа бизнес-процессов и разработки информационных систем. Кроме того, полезны знания в области программирования, работы с базами данных и понимание принципов информационной безопасности. Олимпиада поможет развить аналитическое мышление, умение работать с большими данными и навыки управления IT-инфраструктурой, и все это в условиях ограниченного количества времени.
Журналистика
В современной журналистике много направлений, а в работе используется большое разнообразие технологий. Сложно предугадать, чем именно будет заниматься тот или иной студент, но есть несколько вещей, которые для всех журналистов одинаково важны: навык работы с данными и умение объяснять.
Задания олимпиады проверяют как раз уровень владения этими навыками. Например, студенты бакалавриата должны взять какую-то тему, разобраться в ней и рассказать максимально доступным языком в виде карточек для соцсетей. Задание для специалитета/магистратуры будет несколько сложнее: нужно будет не только объяснить, но и суметь поработать над данными.
Александр Куприянов
«Те, кто умеет собрать данные, их обработать, интерпретировать, сделать объясняющую мультимедийную статью, считаются специалистами на вес золота. Таким образом, участие в олимпиаде “Я — профессионал” — это для вас способ получить сертификат, удостоверяющий, что вы готовый сотрудник для сложных, интересных и крупных проектов. Поэтому участвуйте, пробуйте, прокачивайте свои навыки. Это точно будет вам полезно!» — говорит Александр Куприянов, доцент Института медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
При разработке заданий ключевыми моментами стали интересность и актуальность. Александр считает важным сделать процесс работы над поставленными задачами увлекательным для участников, а также чтобы вне зависимости от победы они узнали что-то новое, почерпнули какие-то ранее неизвестные журналистские приемы и практики.
Для журналиста очень важно работать с актуальной информацией, поэтому темы заданий будут отражать текущую повестку дня. Александр Куприянов дает совет участникам трека «Журналистика»: «Следите за тем, что происходит, — эти события так или иначе будут отражены в заданиях. Если вы будете в курсе, это вам очень поможет и сэкономит вам время на то, чтобы разобраться с основными акторами и событиями той или иной темы».
В результате лучшими работами станут те, в которых, во-первых, хорошо объяснены сложные вещи, во-вторых, сравниваются данные различной природы, чтобы пояснить, откуда и чем продиктованы цифры или их изменения. И в-третьих, это те работы, в которых студенты не побоялись обработать большое количество данных.
«Участие в олимпиаде “Я — профессионал” даст вам уверенность и возможность попробовать себя в каком-то из направлений журналистики, и, может быть, вы будете в этом направлении развиваться. Также вы сможете использовать и свои знания, и приобретенные навыки, и готовый продукт в вашем портфолио», — делится своим мнением Александр Куприянов.
Социология
Во многих российских вузах студенты проходят обучение по направлению «Социология» и затем выходят на рынок труда, работая как в исследовательских компаниях, занимающихся изучением общественного мнения, установок и предпочтений населения, так и в компаниях реального сектора в департаментах маркетинга, рекламы, связей с общественностью и управления человеческими ресурсами. Знание социологии помогает человеку комплексно и критически мыслить, оценивать сущность социальных явлений, понимать причины и факторы человеческого поведения.
Сейчас социологические исследования важны как для бизнеса, так и для органов власти. Возникает масса непонятных и проблемных ситуаций, которые могут быть объяснены и разрешены благодаря использованию социологического подхода.
Денис Стребков
Денис Стребков, заместитель руководителя департамента социологии, рассказывает подробнее о треке «Социология»: «При составлении тем мы пытались охватить самые разные направления социологического знания, чтобы дать каждому шанс проявить себя: социология семьи, религии, культуры, политики, экономики и многие другие. Олимпиада состоит из двух туров. В первом мы смотрим, насколько хорошо участники понимают основы предмета, владеют терминами, разбираются в различных методах статистического анализа данных. Участие во втором туре предполагает написание письменной работы в форме эссе на одну из предложенных тем. Обычно предлагаются те, которые отражают важные для людей актуальные процессы, происходящие в стране и мире, а также получают отражение в средствах массовой информации».
Глобально «Я — профессионал» проверяет, может ли студент говорить на одном языке с коллегами-социологами, насколько хорошо он знает историю социологии и современные теории, способен ли он к критическому мышлению. Очень важна и личная позиция автора по отношению к тем явлениям, которые он изучает, анализирует, может ли он давать логичный, аргументированный и структурированный ответ.
«Победители и призеры олимпиады в категории “Бакалавриат” получают право на зачисление в магистратуру НИУ ВШЭ по направлению “Социология” без сдачи вступительных испытаний и пользуются преимущественным правом выбора магистерской программы. У победителей в категории “Магистратура/специалитет” есть возможность поступить в аспирантуру без экзаменов. Также многие российские компании и исследовательские центры с удовольствием берут участников олимпиады “Я — профессионал” на стажировку и постоянную работу, потому что понимают их высокий потенциал. Человек, который в честной интеллектуальной борьбе смог обойти сотни других участников, безусловно, будет пользоваться большим спросом среди работодателей», — считает Денис Стребков.
Экономика
Евгения Левина
«Судя по статистике регистраций, трек “Экономика” на олимпиаде “Я — профессионал” является одним из самых востребованных. И это легко объяснить. Принять участие по этому направлению и воспользоваться преимуществами успешного прохождения олимпиады могут все студенты, освоившие обязательные классические курсы микро- и макроэкономики, поскольку эти знания универсальны. Мы приглашаем к участию по нашему направлению не только студентов, обучающихся на одноименных образовательных программах, но и студентов программ “Мировая экономика”, “Бизнес-информатика”, “Финансы и кредит” и всех-всех, кто обучается по специальностям, объединенным в группу “Экономика и управление”», — рассказывает Евгения Левина, заместитель руководителя Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ и член методической комиссии направления «Экономика».
Дмитрий Веселов
Для подготовки к участию Дмитрий Веселов, заместитель декана по научной работе факультета экономических наук НИУ ВШЭ и председатель методической комиссии направления «Экономика», рекомендует познакомиться с базовой литературой и прорешать демоверсии заданий. Он считает, что для победы необходимо хорошо владеть инструментарием экономической теории, микро- и макроэкономическими моделями.
Задания направления «Экономика» разрабатываются таким образом, чтобы не только проверить у участников знания по экономической теории, но и дать возможность применить их к разнообразным практическим задачам в области микро- и макроэкономики.
«Каждый год экономическая ситуация в стране и мире меняется, поэтому мы обновляем и задания олимпиады, актуализируем вопросы, касающиеся недавних экономических феноменов. В результате участники сталкиваются не только с фундаментальными, но и с повседневными вопросами функционирования экономики», — дополняет Дмитрий Веселов.
Участие в олимпиаде в целом является отличным способом проверить свои знания, навыки, мотивацию в изучении той или иной научной области. Подготовка к «Я — профессионал» помогает посмотреть на имеющийся багаж знаний немного со стороны, чтобы можно было увидеть взаимосвязь между предметами, закрепить уже полученные навыки и приобрести новые.
О карьерных возможностях олимпиады рассказывает Евгения Левина: «Партнеры-работодатели организовывают краткосрочные школы для участников “Я — профессионал”. Те, кому удалось пройти конкурсный отбор на эти школы, получат возможность продемонстрировать свои достоинства выбравшим их компаниям вживую. В целом работодатели приглашают к себе инициативных людей с активной жизненной позицией. Участие в олимпиаде — это сигнал, что кандидат готов бросить себе вызов. Я слышала от студентов, что на собеседованиях участие в олимпиадах рассматривается как положительный фактор. А уж успешное участие — это заметная строчка в резюме».
Дизайн
Олимпиада «Я — профессионал» является хорошей профессиональной площадкой для студентов, где можно оценить свои проектные компетенции в различных областях дизайна. Наиболее полезно принять участие в олимпиаде по этому направлению тем, кого интересует современный дизайн и визуальная коммуникация, кто хочет прокачать свои навыки в композиции и типографике, кто планирует в перспективе работать в одном из ведущих брендинговых агентств или в отделах дизайна больших корпораций.
Ульяна Аристова
Ульяна Аристова, профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, считает, что особенно важно в проекте продемонстрировать свое умение находить визуальную метафору и создавать профессиональную графическую коммуникацию со зрителем. Задания олимпиады по направлению «Дизайн» представляют собой проектный кейс и максимально приближены к реальной проектной деятельности дизайнера.
«Важно продемонстрировать свои умения работать с графическими пакетами, грамотно презентовать результаты своей работы. В процессе выполнения этих заданий участники получают в свое профессиональное портфолио завершенный проектный кейс, что усиливает их позиции на рынке труда.
Все это в совокупности позволяет сделать осознанный выбор программы магистратуры, удачнее выступить на вступительном испытании, конкурсе портфолио, и получить востребованную профессию. Олимпиада “Я — профессионал” — это самый творческий и короткий путь в Вышку!» — заключила Ульяна Аристова.
Регистрация продлится до 12 ноября.
Вам также может быть интересно:
Олимпиада студентов «Я — профессионал»: новый сезон стартовал
26 сентября прошла пресс-конференция, посвященная открытию VIII сезона олимпиады студентов «Я — профессионал», вузом-соорганизатором которой является Высшая школа экономики. Данный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.
Высшая школа экономики стала лидером по числу дипломантов седьмого сезона «Я — профессионал»
Подведены итоги седьмого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Дипломантами VII сезона стали 3872 участника, из них 260 — студенты Вышки. Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Для участников «Я — профи» открылась Весенняя школа ВТБ и НИУ ВШЭ по бизнес-информатике
В Москве состоялось открытие Весенней школы Банка ВТБ и Высшей школы экономики по направлению «Бизнес-информатика». Это образовательное мероприятие для участников Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Студенты НИУ ВШЭ — среди лучших на Универсиаде по эконометрике
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в международной Универсиаде по эконометрике, которую организует экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В число победителей вошли третьекурсники Антон Самокиш (Международный институт экономики и финансов ВШЭ) и Владислав Мартишевич (факультет экономических наук ВШЭ), среди призеров — четверокурсники Никита Горевой (ФЭН) и Галина Писарева (нижегородская Вышка).
Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию прошла в 45 городах
Состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Его участниками стали 3038 учеников 6–10-х классов в составе 1154 команд из России и Беларуси. Имена победителей и призеров будут объявлены в середине мая. Партнер олимпиады — компания «Яндекс».
В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов
В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ). Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.
«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA
В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.
«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»
Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.