• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка школам»: на проектной сессии ВШЭ обсудили актуальные вопросы общего образования

«Вышка школам»: на проектной сессии ВШЭ обсудили актуальные вопросы общего образования

© Высшая школа экономики

26 апреля 2025 года в Высшей школе экономики состоялась проектная сессия «Вышка школам», собравшая более 90 педагогов и администраторов образовательных учреждений из более чем 20 регионов России. На мероприятии подразделения университета представили 20 проектов для школ и свыше 150 идей для дальнейшего развития образовательных инициатив.

Основной задачей проектной сессии стало создание площадки для обмена опытом и разработки новых совместных проектов при поддержке НИУ ВШЭ. Участники познакомились не только с исследованиями и проектами в области среднего образования, но и с успешными практиками, внедренными в учреждениях Университетского образовательного округа — сети партнерских школ, которые в сотрудничестве с вузом обеспечивают своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов и ориентируют их на поступление в современные университеты, в том числе в Высшую школу экономики.

Открытие проектной сессии прошло в формате пленарного заседания. Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами, представила итоги работы Университетского образовательного округа за прошлый учебный год. Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомил участников с результатами исследования о предуниверсариях ведущих вузов России. Антон Заграничный, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, рассказал о ключевых трендах в школьном образовании в 2025 году. Оксана Кононенко, директор Центра целевой профориентации, проинформировала о возможностях целевого обучения в НИУ ВШЭ.

Также представители партнерских школ поделились своим опытом реализации таких успешных проектов, как персонализированное обучение, интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс, работа школы как ресурсного центра и запуск школьного IT-инкубатора.

Ирина Резанова (вторая справа)
© Высшая школа экономики

После заседания участники смогли познакомиться с проектами подразделений университета, о чем подробнее рассказывает Ирина Резанова: «Выставка проектов была организована в формате “Образовательной песочницы”. Каждому участнику мы предоставили индивидуальный маршрутный лист для посещения пяти стендов, конкретный набор которых зависел от заранее указанных им интересов. На стендах можно было находиться не более 15 минут. Мы ввели такое ограничение специально, чтобы участники могли уделить внимание каждому из проектов и получить максимум пользы в этот день». В «Образовательной песочнице» было представлено 20 проектов от довузовского блока университета (Центр взаимодействия с регионами, факультет довузовской подготовки, Лицей НИУ ВШЭ) и образовательных подразделений (Институт образования, факультет географии и геоинформационных технологий, факультет гуманитарных наук, Школа иностранных языков, факультет компьютерных наук, факультет мировой экономики и мировой политики, факультет социальных наук, факультет экономических наук, факультета креативных индустрий).

На следующем этапе были организованы четыре параллельных мастер-класса, нацеленных на развитие педагогических и управленческих навыков (три из них представил Институт образования НИУ ВШЭ). Ирина Абанкина, заслуженный профессор, провела встречу на тему «Современное управление образовательной организацией: экономика образовательных программ», на которой был представлен подход к оценке эффективности деятельности школы и муниципалитета на основе индикативного метода.

На воркшопе «Концепт-школа: практикум по моделированию школ в различных контекстах» Наталья Исаева, академический руководитель магистерской программы «Управление образованием», и Константин Серегин, заведующий Лабораторией управления школой, познакомили посетителей проектной сессии с рамкой описания модели школы, которую можно использовать при анализе и «упаковке» своего опыта или проектировании концепции. Участники обсудили, какие внешкольные факторы и особенности контекста значимо связаны с уникальностью школы, как управленческие усилия и фокус внимания отражаются в модели школы и чем на самом деле управляют директор и административная команда.

Дарья Томасова, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, на мастер-классе «Путь инноватора в образовании» представила различные площадки поддержки образовательных инноваций: конкурсы, грантовые фонды, акселерационные площадки и инкубационные программы, кейс-чемпионаты и региональные программы развития инноваций.

С темой «Система методического сопровождения, внутришкольной аттестации и повышения квалификации учителей иностранных языков на основе современных трендов образования: опыт проектирования и реализации в школах с углубленным изучением английского языка» выступила Александра Гоза, преподаватель курсов повышения квалификации для учителей английского языка. Она поделилась опытом и результатами методического сопровождения школ для уровней НОО, ООО и СОО, нацеленными на повышение качества преподавания и подготовленности учащихся по иностранному языку. Слушатели узнали об этапах совершенствования и трансформации ряда школьных процессов и процедур с учетом современных трендов образования.

В заключительной части проектной сессии состоялись встречи по форматам сотрудничества для партнерских и базовых школ, а также школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ, где были представлены аналитические данные по работе проектов. Участники обсудили задачи на будущее и возможности сетевого взаимодействия в условиях меняющейся реальности. Представители организаций из Самары и Череповца поделились своим опытом работы в коллаборации с НИУ ВШЭ, а именно особенностями развития профессиональной педагогической команды, системным подходом к интегрированному обучению и многопрофильным обучением в малых группах. На секции для базовых школ также обсудили создание эффективной модели сетевого взаимодействия организаторов конкурса «Высший пилотаж — Регион», его развитие от интеллектуального состязания к образовательной среде, повышение качества работ конкурсантов при сопровождении студентов НИУ ВШЭ из числа выпускников базовых школ, а также привлечение индустриальных партнеров-трекеров.

Стать партнерской организацией НИУ ВШЭ

Проектная сессия «Вышка школам» стала важным шагом к укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями и НИУ ВШЭ, открыв новые горизонты для совместной работы и развития школьного образования в России. После завершения мероприятия все участники получили материалы с презентациями от подразделений и гайдами, а также поделились обратной связью о проектной сессии.

Наталия Хохрякова, школа №1298 «Профиль Куркино», Москва

— В обычной жизни сильно не хватает нетворкинга, активного взаимодействия с большим количеством коллег, поэтому мне нравится выходить за пределы школы. Благодаря этому очному мероприятию я получила новую полезную информацию и контакты — это действительно важный на сегодня ресурс. Дистанционно просто невозможно узнать обо всех существующих проектах.

Татьяна Русских, гимназия №210 «Корифей», Екатеринбург

— Интересное знакомство с проектами в «песочнице». Новые возможности для использования в нашей школе. И конечно, крайне полезные материалы и информация, которую можно передать коллегам.

Ирина Зорина, гимназия №2, Екатеринбург

— Тренды от Вышки: первое — это профориентация, ее качество и уровень, второе — развитие педагогов школы и их тяга к уровню преподавателей Вышки, третье — помощь в повышении конкурентоспособности ученика в мире. Немаловажными вещами являются также создание горизонтальных связей и социальных партнерств, личностный рост и соединение ролей в личности.

Светлана Попова, директор гимназии имени Петра Первого, Москва

— Тенденции будущего в образовании — это индивидуализация и персональные образовательные маршруты. Круто, что в Вышке есть инструменты, помогающие это реализовать. Следовательно, второй пункт — это уход от массовости. В-третьих, надо полностью разобраться, как от исследований перейти к практической части. И последний пункт — разработка исследований и практик по запросу.

Александра Кулешова, школа №2054 Распределенного лицея НИУ ВШЭ, Москва

— Вышка для меня — это рост, открытость и междисциплинарность.

Сергей Селичев, Самарский медико-технический лицей, Самара

— Сотрудничество с Вышкой представляется мне комфортным и открытым. Чувствуется легкость университета на подъем: думаю, если появится идея, то в ответ найдутся инструменты для ее реализации. Также в вузе уже есть широкий спектр предложений сотрудничества на разной основе и варианты взаимодействия. Считаю важным продолжать выстраивать теплый контакт.

Алена Грудницкая, координатор направления довузовской подготовки, Международная гимназия Сколково, Московская область

— Проектная сессия — значимое событие для школьного сообщества, которое помогает не только обменяться опытом, посмотреть на проблемы с другого ракурса, но и найти новые решения. День был насыщенным, продуктивным и интенсивным! Выражаем огромную благодарность за возможность посетить «Вышку школам»!

Сергей Баринов, заведующий Лабораторией современной школьной географии и краеведения, ВШЭ, Москва

— Участники проектной сессии демонстрировали высокий уровень вовлеченности и интереса к проектам Вышки: от многих коллег звучал запрос на методическую поддержку собственных проектов, реализуемых в их школах. Большой удачей была возможность для преподавателей и администрации разных школ услышать друг друга в рамках смешанных групп при работе на станциях.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»

Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.