Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ
Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.
Культурологи прошли практику в исследовательской экспедиции лицея. Они выступили в роли кураторов для старшеклассников, организовав полевые исследования в поморском поселке Умба на Кольском полуострове.
Перед отъездом в экспедицию студенты провели для лицеистов специальную подготовку: научили их основам сбора качественных интервью, разобрали типичные трудности полевой работы и дали возможность потренироваться в общении с незнакомыми людьми. Это позволило ученикам лицея увереннее чувствовать себя в новом для них формате исследовательской деятельности.
Умба: основная работа
Студенты-культурологи курировали несколько исследовательских направлений, среди которых — трансформация системы общего образования, изменение ценностей местных жителей и особенности поморской идентичности.
«Моя работа в поездке заключалась преимущественно в том, чтобы помогать структурировать материалы исследования. Я консультировал подопечных лицеистов по ходу их работы, стараясь глубже развить темы, помогал с формулированием тезисов и исследовательских вопросов», — поделился один из студентов-кураторов Артем Беляев.
Эффективность такого кураторского подхода подтвердили и лицеисты. Софья Черненко говорит, что ей было интересно попробовать что-то новое. «Я знала, что мне могут помочь, если что-то пойдет не так», — пояснила старшеклассница. По ее словам, исследовательский опыт в Умбе был очень увлекательным благодаря тому, что куратор включал их в процесс, помогал структурировать текст и давал советы на всех этапах.
Полина Белорусова добавила, что благодаря обратной связи от куратора результаты исследования получились более глубокими. «Куратор помог на стадии доработки моих материалов. В результате я изменила финальную концепцию исследования, которое получилось намного основательнее», — поделилась школьница. Она также отметила, что работать с Артемом было комфортно, он по максимуму поддерживал команду.
Помимо полевой работы, практиканты организовали для участников экспедиции походы в местные институции — архив газеты «Терский берег» и краеведческую библиотеку. Это позволило школьникам найти ценные архивные документы и газетные публикации, что существенно расширило эмпирическую базу их исследований.
Завершилась экспедиция публичными защитами лицеистов в умбском краеведческом музее. Начинающие исследователи представили результаты работы местным жителям и ответили на их вопросы.
Для всех участников выезда студенты организовали игру «Что? Где? Когда?», предложив вопросы, специально адаптированные под местный контекст и тематику экспедиции.
Практика позволила студентам-культурологам не только применить свои исследовательские компетенции в поле, но и развить педагогические и организаторские навыки, получив уникальный опыт кураторства и наставничества.
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025
22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.
От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету
Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.
Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь
27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.
«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»
В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.
В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек
В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.
Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики
Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.
Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.
Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025
Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»
28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.


