К рейтингам вузов следует относиться без фанатизма
Директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин считает, что рейтинги позволяют идентифицировать самый верхний слой продвинутых вузов, но их полезность резко снижается при ранжировании вузов из средних строк.
Эффективность работы средней школы можно измерить, пусть даже очень грубо, с помощью стандартизированных тестов. Но ни в одной стране мира, и Россия не исключение, нет адекватных инструментов измерения эффективности университетов как образовательных учреждений. Результаты итоговых тестов могут служить таким инструментом лишь для некоторых специальностей, где есть большой процент формализованного знания, и это исключения из правила.
Поэтому приходится использовать разные хитрые трюки, чтобы по косвенным показателям оценить качество университета, например, его репутацию. Делаются попытки оценить качество профессоров: если они публикуют больше, значит, они сильнее как ученые, хотя вопрос о том, становятся ли они от этого сильнее как преподаватели, остается открытым. Если на одного преподавателя в университете приходится мало студентов, то мы думаем, что студент получит больше персонального внимания. Но это тоже не показатель — неизвестно, насколько эффективно персональное внимание для результатов образования. Если опрашивать студентов, нравится ли им учиться в университете, то никогда точно не знаешь, довольны они тем, что получают глубокие знания, или тем, что они там весело проводят время.
Среди всевозможных навигаторов высшего образования в США доминирует US News and World Report. Это огромный бизнес, который продает много книг каждый год, онлайн-навигатором пользуются тысячи и тысячи абитуриентов и их родителей. Причем базовый уровень услуг бесплатный, а за небольшую плату предоставляется более глубокая информация. Главная ценность навигатора — в предоставлении объективных данных об университетах: проходном балле, плате за обучение, статистике материальной помощи студентам, среднем размере учебной группы, проценте окончивших.
Рейтинги позволяют неплохо идентифицировать самый верхний слой самых продвинутых вузов. Они во многих случаях просто отражают ресурсы — финансовые, человеческие, репутационные, которыми обладает университет
Что же касается собственно рейтингов, то в США большинство людей не полагаются только на них. Их можно использовать, но только наряду с другой информацией. Тысячи американских абитуриентов лично посещают университеты и пытаются понять, хочется ли им там учиться или нет. В каждом университете проводятся регулярные туры для абитуриентов и родителей. Летом — ежедневно, даже по несколько раз в день.
Родители и абитуриенты точно знают одно: чем выше качество студентов, которых принимают в вуз, тем выше будет качество его выпускников. Это скорее самореализуемое пророчество — чем больше конкуренция за место в вузе, тем «круче» его брэнд и тем сложнее туда попасть. В условиях массового высшего образования рейтинговые механизмы работают все хуже и хуже. Скажем, на 91-м месте стоит в Америке University of Massachusetts-Amherst. Это замечательный университет, в чудном городе, и просто невозможно утверждать, что вы там получите образование хуже, чем в Принстоне, оказавшемся на 1-м месте. Все зависит от ваших целей, интересов и множества других факторов.
В России в последние годы регулярно выходят самые разные рейтинги вузов, и, конечно, много рейтингов лучше, чем один. Но, как и в других странах, эти рейтинги позволяют неплохо идентифицировать самый верхний слой самых продвинутых вузов. Они во многих случаях просто отражают ресурсы — финансовые, человеческие, репутационные, которыми обладает университет. И если уж его руководство не совсем бездарное, есть основания полагать, что больше ресурсов может означать более высокий уровень образования. Причем различия, к примеру, внутри первой десятки не стоит воспринимать слишком буквально. Но, к сожалению, полезность рейтингов резко понижается для среднего сегмента рынка, а это основная база нашего высшего образования.
Поэтому мой совет — рейтинги смотреть, но относиться к ним без фанатизма. Образование — это та вещь, которую берут, а не которую дают. От самого студента зависит 90 процентов его успеха или неуспеха.
Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Вышка — первая в рейтинге вузов с лучшей репутацией на рынке труда Forbes Education
ForbesEducation представил новый рейтинг из 20 российских университетов, дипломы которых вызывают наибольшее доверие у раб тодателей. Для этого были опрошены ведущие компании страны. На первой строчке двадцатки — Высшая школа экономики. Далее следуют МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и МГТУ имени Н.Э. Баумана.
НИУ ВШЭ улучшила свои позиции в первой сотне рейтинга молодых вузов ТНЕ
В опубликованном рейтинге молодых вузов Times Higher Education (ТНЕ) Высшая школа экономики поднялась с 98 на 87 место. Вышка занимает самую высокую позицию среди российских университетов. В лидерах — Наньянский технологический университет (Сингапур).
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ
Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал рейтинг вузов России, где готовят лучших специалистов по ИИ. Лидерами стали НИУ ВШЭ, МФТИ и ИТМО. В рейтинг вошли 180 университетов из 64 регионов — в 2023 году на программы в области искусственного интеллекта этих вузов были приняты более 5 тыс. студентов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»
Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).
ВШЭ — лидер по четырем предметным рейтингам семейства «Три миссии университета»
В 2023 году Высшая школа экономики заняла первое место в предметных рейтингах российских вузов семейства «Три миссии университета» по экономике, социологии, менеджменту и психологии. НИУ ВШЭ вошел в тройку лидеров «медального зачета» по количеству предметов, охваченных рейтингами.