• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вузы должны проявить ответственность»

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и введение прикладного бакалавриата в российских вузах — эти темы стали основными на заседании совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, прошедшем 16 апреля в ВШЭ.

Сергей Рощин
Сергей Рощин
Заседание совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), в котором участвовали ректоры Высшей школы экономики, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, Финансового университета при Правительстве РФ, представители других вузов, а также министерств финансов, труда, образования и науки и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), стало одновременно и поводом подвести первые итоги работы АВВЭМ, и обозначить конкретные задачи на 2013 год.

Как напомнил председатель совета, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, за прошедшие полгода (официальную регистрацию в Минюсте АВВЭМ прошла в феврале 2013 года, но учредительная конференция ассоциации состоялась еще в сентябре 2012 года) в рамках АВВЭМ прошло 26 заседаний комиссий и 8 заседаний рабочих групп. Участие в них приняли около 450 человек — 88 процентов от заявленного числа, что дает основание говорить о высокой степени вовлеченности членов АВВЭМ в реальную деятельность ассоциации.

Сейчас перед АВВЭМ стоят четыре основных задачи: разработка концепции и методологии профессионально-общественной аккредитации, разработка модели так называемого прикладного бакалавриата, организация межвузовской системы повышения квалификации и кадрового развития (причем речь идет не только о профессорско-преподавательском, но и об административном персонале вузов) и проведение межинституциональных исследований в рамках АВВЭМ. В ближайших планах, например, подготовка проекта мониторинга «траекторий и характеристик студентов»: показательным может стать сравнение уровня доходов выпускников в первые годы после окончания ими вузов.

Перед АВВЭМ стоят четыре основных задачи: разработка концепции и методологии профессионально-общественной аккредитации, разработка модели так называемого прикладного бакалавриата, организация межвузовской системы повышения квалификации и кадрового развития и проведение межинституциональных исследований

Возглавляющий рабочую группу по разработке методологии профессионально-общественной аккредитации проректор ВШЭ Сергей Рощин рассказал, что выработать единую модель такого рода аккредитации трудно ввиду разнородности работодателей и отсутствия единых профессиональных стандартов в экономико-управленческой сфере, а также из-за универсального характера подготовки бакалавров в этих областях.

Представители АВВЭМ согласились, что предпочтительным является вариант создания аккредитационного агентства при АВВЭМ и формирования широкого пула экспертов. Такая работа, конечно, должна вестись при активном взаимодействии с работодателями, к чему готов, в частности, РСПП. Однако ректор МГУ Виктор Садовничий предостерегает от излишней зависимости от мнения работодателей, которые могут «увлечься» узкими, специализированными программами и не учитывать долгосрочные потребности российского рынка труда в целом. «Здесь вузовское сообщество должно проявить полную ответственность», — полагает ректор МГУ.

Виктор Садовничий
Виктор Садовничий
Вторым пунктом повестки стало введение в России прикладного бакалавриата. Согласно поручениям президента и правительства к 2018 году доля студентов бакалавриата, обучающихся на практико-ориентированных программах, должна составить не менее 30%. В новом законе «Об образовании» прикладной бакалавриат как особый вид бакалаврской подготовки не регламентирован, но в ближайшие месяцы в законодательные и нормативные акты будут внесены соответствующие дополнения, рассказал на совещании директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.

Программы прикладного бакалавриата имеют несколько общих принципиальных характеристик: 4-летний учебный цикл с акцентом на практическую подготовку (доля прикладных модулей составит 40-50%), возможность получения сертификата (квалификации) по профессии после первых двух лет обучения, возможность досрочного получения диплома о среднем профессиональном образовании (СПО) после сдачи итоговых экзаменов. При этом, какую бы траекторию студенты прикладного бакалавриата ни выбрали, они сохраняют возможность поступить в будущем в магистратуру.

На практике «апгрейд» программ СПО образования до уровня, адекватного программам высшего образования, будет проходить следующим образом. Первыми изменения ощутят образовательные учреждения, подведомственные Минобрнауки. Сейчас программы СПО реализуются примерно в двухстах таких учреждениях, 150 из них имеют к тому же филиалы, в которых предусмотрено 50 тысяч бюджетных мест (35 тысяч мест отведено на программы для девятиклассников и 15 тысяч мест на программы для 11-х классов).

В новом законе «Об образовании» прикладной бакалавриат как особый вид бакалаврской подготовки не регламентирован, но в ближайшие месяцы в законодательные и нормативные акты будут внесены соответствующие дополнения

По словам Александра Соболева, после «тщательного аудита» Минобрнауки решило сократить эти программы СПО в общей сложности на 15 тысяч бюджетных мест. Из них 7,5 тысяч и будут переданы в вузы для приема в прикладной бакалавриат. Более тысячи бюджетных мест предусмотрены для пяти программ прикладного бакалавриата экономического направления. А чтобы вузы-«пионеры», принимающие в прикладной бакалавриат объективно более слабых абитуриентов, не пострадали репутационно, результаты этих абитуриентов не будут учитываться при подсчете средних баллов ЕГЭ для университетских рейтингов.

Требования к программам прикладного бакалавриата найдут отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах. Поправки к ним сейчас готовятся в рабочих группах при Минобрнауки.

Александр Соболев
Александр Соболев
Реализовывать инициативы Минобрнауки нужно крайне осторожно, но введение прикладного бакалавриата и постепенное включение учащихся техникумов в систему высшего образования является реакцией на общественный запрос, отмечают в АВВЭМ. По данным Ярослава Кузьминова, около 40 процентов выпускников техникумов, «ни дня не проработав по специальности», сразу же поступают в вуз. Таким образом значительные для сферы образования бюджетные средства фактически расходуются зря. С другой стороны, две трети студентов вузов, обучающихся на бюджетных местах, уже после первого курса устраиваются на полный рабочий день. В такой ситуации впору говорить о профанации высшего образования. Прикладной бакалавриат даст таким студентам возможность за два года получить реальную квалификацию, устроиться на работу по специальности и, как следствие, зарабатывать больше.

Требования к программам прикладного бакалавриата найдут отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах

Участники встречи обсудили еще два вопроса. Дискуссию вызвал проект разработки независимого промежуточного экзамена для бакалавров. Его выборочно можно было бы провести, например, среди студентов второго курса. Члены АВВЭМ считают нужным подчеркнуть, что такого рода независимый экзамен в случае его введения будет добровольным и не станет альтернативой государственным экзаменам. Его цель скорее сравнительная — понять, насколько сопоставимы подходы к преподаванию одной и той же науки в разных вузах и получаемые студентами компетенции.

Наконец, АВВЭМ решила официально обратиться в Минобрнауки относительно составляемого министерством рейтинга эффективности вузов. Члены АВВЭМ считают необоснованным использование в качестве одного из критериев оценки такого не зависящего от вузов показателя, как обеспеченность площадями. Вместо него разумно было бы использовать такой критерий, как число публикаций в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования), приходящееся на одного сотрудника вуза.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Максима Блинова

Вам также может быть интересно:

Представители ведущих вузов России наметили план совместных действий в условиях санкций

В НИУ ВШЭ состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия российских вузов, создания новой модели оценки научной деятельности, а также подведены итоги привлечения иностранных абитуриентов в рамках олимпиады Open Doors. Участниками дискуссии стали ректоры и проректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки России.

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Объединенные и преобразованные

Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.