• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги первого года работы ИМШ Вышки и VK

Подведены итоги первого года работы ИМШ Вышки и VK

© Высшая школа экономики

В московском офисе VK состоялась защита студенческих проектов Инженерно-математической школы (ИМШ) — совместной образовательной программы НИУ ВШЭ и VK.  Учащиеся представили технологию для генерации анимированных 3D-персонажей, фреймворк для языка PHP, открытый сервис по созданию нейросетей и еще несколько инновационных IT-решений.

НИУ ВШЭ и VK Education подвели итоги первого года работы Инженерно-математической школы. За два семестра 40 студентов ИМШ разработали проекты в четырех мастерских по востребованным IT-направлениям, среди которых аппаратное обеспечение искусственного интеллекта, прикладной ИИ, виртуальные платформенные решения, а также компиляторы и высоконагруженные системы. Три мастерские в Москве работают на базе МИЭМ НИУ ВШЭ, мастерская по виртуальным платформенным решениям — совместно с Санкт-Петербургской школой физико-математических и компьютерных наук (СПбШФМиКН). Студенты получали ежемесячную стипендию от VK: ее суммарный объем в 2022/23 учебном году составил  9,7 млн рублей.

Учащиеся проходили обучение, не отрываясь от работы в проектах. Деятельность в мастерских-лабораториях разделена на два параллельных процесса: работа над проектом совместно с экспертами-кураторами VK и научными сотрудниками НИУ ВШЭ и авторские курсы от преподавателей из VK. Первый формат сфокусирован на практике, второй позволяет закрепить теоретический фундамент. Курсы от экспертов VK можно было перезачесть или добавить в диплом как факультативные. По итогам первого года работы Инженерно-математической школы было запущено 7 авторских курсов от преподавателей VK по актуальным IT-направлениям, с сентября 2023 года в рамках ИМШ будет запущено еще три курса.

«Хотелось бы особенно выделить курс по С++ — на нем было подробно и в доступной форме рассказано все, что нужно знать об этом языке программирования», — отмечает Дмитрий Абрамов, студент 3-го курса образовательной программы «Информационная безопасность».

Дмитрий — участник мастерской по компиляторам и высоконагруженным системам, которая на протяжении учебного года работала над созданием фреймворка для языка программирования PHP, а также над оптимизацией компилятора — КPHP. С помощью КPHP написан бэкенд-код «ВКонтакте». Изначально цель проекта была другой, но уже на первой встрече с куратором студенты решили ее масштабировать.

«Мы были настроены на создание PHP-фреймворка, который можно скомпилировать в C++, для использования в Open Source и хотели усовершенствовать сам компилятор KPHP. Нам удалось добиться этих результатов. В следующем году займемся рефакторингом фреймворка и добавлением новых модулей», — продолжает Дмитрий Абрамов.

Команда питерского кампуса НИУ ВШЭ занималась разработкой открытой low-code платформы машинного обучения. Екатерина Шелухина, студентка 4-го курса бакалавриата СПбШФМиКН, рассказала, что за время работы в мастерской были реализованы основные сценарии похожих сервисов, например Google autoML. «На бэкенде мы разделили доступы для пользователей на четыре роли, а также добавили возможность управлять сессиями на разных устройствах. Кроме того, теперь для управления текущими моделями подключен бот “ВКонтакте”», — говорит она.

Участники мастерской по аппаратно-программным комплексам для искусственного интеллекта запустили популярные нейросетевые модели. Кроме того, в марте в мастерской открылся еще один проект.

«С самого начала нашей целью было изучение предметной области и подходов к решению задачи. Мы справились, и стартовал процесс разработки проекта. Следующая цель — запуск популярных нейросетевых моделей на отечественных процессорах», — отметил Лев Бабинцев, студент 2-го курса образовательной программы «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Целью одного из проектов мастерской по прикладному искусственному интеллекту была разработка технологии, которая по фотографии человека создает его 3D-модель. 

«Мы прошли путь от исследования предметной области до полноценно работающей системы. Для разработки готового продукта нужно было четко понимать, как работают полигональная сетка, 3D-модель и анимация», — делится Никита Шевцов, выпускник бакалаврской образовательной программы «Информатика и вычислительная техника». Этот проект он взял в качестве выпускной квалификационной работы: требовалось создать не просто сферическую ML-модель — она должна была работать и в терминах 3D-моделирования. Никита видит перспективы для дальнейшего развития проекта и планирует продолжить работу в мастерской, но уже в качестве магистранта на треке от ИМШ.

Федор Иванов

«Концепция Инженерно-математической школы — симбиоз образовательной, исследовательской и практической деятельности, — отмечает Федор Иванов, директор Инженерно-математической школы НИУ ВШЭ. — При ее создании мы понимали, что комплексное IT-образование будет эффективнее, если дать студентам возможность попробовать себя в решении реальных кейсов от лидеров индустрии. Опыт первого года реализации проекта доказал, что у такого подхода с глубоким погружением в практику большое будущее. Студенты многому научились, разбирались в новых предметных областях и скоро вырастут в профессиональных, многопрофильных специалистов. Уверен, что в следующем году мы увидим еще более значимые результаты, а через два года — выпускников магистратуры ИМШ, готовых к решению самых сложных индустриальных кейсов».

Георгий Щелканов

«Формат Инженерно-математической школы показал, насколько эффективным может быть взаимодействие университетов и бизнеса, — делится Георгий Щелканов, руководитель направления инженерных школ VK. — Образовательная программа органично объединила сильную фундаментальную базу, которую дают в НИУ ВШЭ, с работой над реальными технологическими кейсами, стоящими перед IT-специалистами VK каждый день. Наша первостепенная задача в партнерстве с вузами — предоставить студентам, которым интересны технологии, возможность освоить практические навыки, необходимые для работы в IT, еще во время обучения в вузе. Это важно для старта успешной карьеры молодых специалистов и их быстрой адаптации под актуальные запросы работодателей».

Ирина Мартусевич

«Создание Инженерно-математической школы совместно с VK принесло значимые результаты не только в продуктовом, но и в образовательном смысле. Студенты НИУ ВШЭ получили ценный опыт и навыки, которые помогут им стать востребованными на рынке труда. Это показывает, как взаимодействие университета и индустрии развивает молодых специалистов», — рассказывает проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.

С сентября 2023 года в рамках ИМШ открывается два магистерских направления: «Аппаратно-программные комплексы искусственного интеллекта» и «Прикладные модели ИИ». Отбор в магистратуры стартовал 19 июня.

В следующем учебном году мастерские Инженерно-математической школы продолжат работу. Новый набор на бесплатное обучение в ИМШ откроется в сентябре 2023 года.

Вам также может быть интересно:

«Конференция “Параллельные вычислительные технологии” — знаковое событие в мире IT»

Вышка готовится к IT-конференции «Параллельные вычислительные технологии — 2025». Тематика форума покрывает все аспекты применения облачных, суперкомпьютерных и нейросетевых технологий в науке и технике. Прием заявок, в том числе от молодых ученых, на участие с докладом открыт до 1 января 2025 года.

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.