От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Технологическим партнером школы выступил Yandex Cloud: на мощностях и сервисах компании проходило обучение слушателей. Принять участие можно было бесплатно по результатам конкурсного отбора. Организаторы получили более 100 заявок, из них организационный комитет школы определил 25 лучших.
Программа школы была направлена на освоение инструментов анализа данных на примере кардиогенетики. К участию приглашались биологи, которым предстояло узнать, как инструменты Data Science можно применять к знакомым биологическим сущностям, биоинформатики, желающие погрузиться в специфику кардиогенетики, а также аналитики данных и программисты.
Мария Попцова, заведующая Международной лабораторией биоинформатики, академический руководитель магистерской программы «Анализ данных в биологии и медицине», доцент департамента больших данных и информационного поиска ФКН
«Мы проводим летнюю школу по кардиогенетике второй год. Она получилась междисциплинарной не только по задумке организаторов, но еще и по составу участников: были отобраны представители разных вузов и факультетов — компьютерных наук, биологических, медицинских, а также сотрудники реальных генетических компаний. У участников была уникальная возможность горизонтального обмена опытом».
Школа состояла из нескольких этапов. Первый этап посвящен обработке данных секвенирования в системе Linux. В этом году сервис Yandex Cloud создал каждому участнику виртуальные машины с большим объемом как оперативной, так и дисковой памяти. Участники получили возможность обрабатывать полные экзомы в режиме реального времени.
Второй этап — экскурсия в «Биотехнологический кампус». Здесь слушатели познакомились с «мокрой» лабораторией (так называется лаборатория, где в экспериментах и исследованиях используются жидкости или другие влажные материалы) и проектом «Национальная генетическая инициатива “100 000 + Я”».
Третий этап — знакомство с экспериментальными технологиями секвенирования под руководством Павла Мелентьева, ученого-физика, занимающегося разработкой российских секвенаторов, а также поездка в Лабораторию оптических методов секвенирования молекул ДНК Института спектроскопии Российской академии наук в Троицке.
И четвертый этап — погружение в практическую медицинскую деятельность, включающее в себя лекцию практикующего врача-кардиогенетика. Он рассказал, как знание генетических мутаций помогает специалистам при лечении и диагностике конкретных заболеваний, как происходит интерпретация полученных результатов анализа.
В ходе обучения слушатели выполняли проекты, целью которых было определение патогенных вариантов с помощью кардиогенетической мини-панели. Защита итоговых работ была проведена в финальный день школы. Слушателям, успешно освоившим программу, вручили удостоверения о повышении квалификации.
Кирилл Кузьмичев, участник школы, ассистент кафедры эндокринологии и внутренних болезней Приволжского исследовательского медицинского университета, кардиолог ГКБ №13 (Нижний Новгород)
«Под руководством заведующего кафедрой Ильи Григорьевича Починки, моего научного руководителя и учителя, мы проводим несколько работ, сосредоточенных на поиске потенциальных клинических и генетических предпосылок неблагоприятных событий у больных инфарктом миокарда.
Бесспорно, за генетикой — будущее развития медицины с точки зрения персонифицированного и прецизионного подходов к пациенту. Однако для нас как клиницистов область научной генетики остается terra incognita, где мы только начинаем делать первые шаги. Для того чтобы верно организовать исследование и корректно интерпретировать результаты, необходимо живое общение со специалистами-генетиками.
Такая возможность повариться в среде настоящих генетиков представилась мне на школе от ВШЭ. Занятия дают представление о современных методах секвенирования генома; чрезвычайно интересно было узнать о методе мономолекулярного секвенирования от доцента ИСАН Павла Мелентьева, что называется, из первых уст. Просто неизгладимо вдохновляющий пример. Однако в контексте текущей научной работы наиболее ценным было сформировать представление о методах обработки результатов и поиска генетических ассоциаций в огромном массиве данных. Это и есть настоящие Big Data. В конечном итоге у меня сложилось строгое убеждение в необходимости дальнейшего освоения хотя бы минимальных навыков программирования и биоинформатики — без них стать настоящим специалистом в данной области просто невозможно».
Вам также может быть интересно:
Анализ генетической информации поможет избежать осложнений после инфаркта
Исследователи из НИУ ВШЭ разработали модель машинного обучения, которая предсказывает риск развития осложнений у пациентов, перенесших инфаркт миокарда. В модели впервые учли генетические данные, что позволило точнее оценить риск долгосрочных осложнений. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Medicine.
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Genotek стал партнером магистерской программы ВШЭ «Анализ данных в биологии и медицине»
В сентябре 2024 года сотрудники медико-генетического центра Genotek выступят преподавателями и руководителями курсовых работ и магистерских диссертаций на программе «Анализ данных в биологии и медицине» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Экспертиза компании в анализе BigData и биоинформатической обработке данных секвенирования позволила переработать учебный план программы с учетом современных методов анализа данных в биологии и медицине.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.