Российская фарминдустрия: как найти баланс между инновациями и выпуском оксолиновой мази
Эпидемия коронавируса увеличила в России потребление лекарств и медицинских изделий, вызвала рост производства, а также экспорта некоторых медпрепаратов, сделав фармацевтическую отрасль одним из бенефициаров пандемии. Госпомощь способствовала решению части ее проблем, но у бизнеса остаются претензии к регуляторной деятельности. Таковы выводы исследования, проведенного экспертами Высшей школы экономики.
Главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынка Татьяна Долгопятова, ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики Анна Федюнина и ведущий эксперт Института «Центр развития» ВШЭ Анжела Назарова представили на семинаре в Вышке доклад о влиянии пандемии, кризиса и мер государственной поддержки на фармацевтическое производство. Он подготовлен на основе глубинных интервью с представителями отрасли, обобщении статистических данных и обзорах аналитических и консалтинговых фирм.
Центр исследований структурной политики, Институт анализа предприятий и рынка, Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ запустили серию научных семинаров, на которых будут представляться результаты проекта по анализу реакции ведущих отраслей российской экономики на кризис, вызванный пандемией COVID-19. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Татьяна Долгопятова рассказала, что сектор рос в последние годы в мире и в России. Хотя его доля в ВВП не превышала 0,32% накануне пандемии (в 2019 году), его состояние и развитие существенно влияет на систему здравоохранения, эффективность лекарственной помощи и качество жизни населения. По величине оборота российская фармотрасль уступает многим странам (она находилась в 2019 году на 19-м месте в мире), по доле занятых опережает США и европейские государства, но уступает Индии и Китаю. За время пандемии доля фармотрасли выросла до 0,45%, что было вызвано не только увеличением производства, но и отчасти обусловлено ростом цен.
Продажа оригинальных препаратов в России сочетается с реализацией дженериков, составляющих большую часть рынка по стоимости (60%) и в натуральном выражении (85% по числу упаковок). Доля отечественных производителей в 2019 году составила 30,5% оборота, 21% лекарств выпускали расположенные в России предприятия зарубежных компаний, более 48% пришлось на импорт. При этом в России высока зависимость фармпроизводства от импортных субстанций.
В России сложились два параллельных лекарственных рынка: государственный, по закупке препаратов и медицинских изделий для больниц и поликлиник, других госорганизаций, включая льготное лекарственное обеспечение, и коммерческий. Доля первого возросла с 31,3% в 2018 году до 35% в 2019-м и до 36% за 9 месяцев 2020 года.
Пандемия, по мнению Татьяны Долгопятовой, обострила проблемы отрасли. Ее представители называли среди них, прежде всего, «многоглавость регулятора», а также порожденные этим несистемность и избыточность надзора, часто меняющиеся требования к лицензированию производства и регистрации лекарств.
Регулирующие органы не координируют свои действия, частые инициативы в этой сфере негативно влияют на инвестиционную привлекательность отрасли
Наконец, ее развитию препятствует непризнание зарубежными регуляторами выданных в России лицензий на производственные практики и итоги клинических испытаний.
Пандемия обострила проблему зависимости российской фармацевтики от иностранных субстанций, прежде всего китайских и отчасти индийских, и закупок импортного оборудования. Но кризисная ситуация показала, что бизнес может быстро находить источники для поставок субстанций, выводить на рынок новые препараты и медизделия, а регуляторы способны действовать оперативно, в том числе проводя инспекции производства в онлайн-режиме, ускорив процессы регистрации и разрешив дистанционную торговлю безрецептурными препаратами. Меры господдержки бизнеса сыграли свою роль частично: налоговых льгот компании опасались, а небольшие предприятия сторонились и поддержки фармпроектов.
Сейчас компании надеются на дальнейший рост госзакупок и увеличение экспорта на некоторые развивающиеся рынки. При этом есть опасения ужесточения конкуренции между российскими и иностранными производителями на фоне преференций для первых. По оценкам участников отрасли, процессы импортозамещения продолжатся.
Директор по индустриальной политике Ассоциации международных фармацевтических производителей Александр Мартыненко обратил внимание на важность для развития российского производства трансфера технологий с участием иностранных компаний и международной кооперации, благодаря которым было локализовано производство 400 препаратов. Проблема привлечения инвестиций, по его мнению, возникает из-за малой величины отрасли и слабой защиты прав собственности. Преференциальное финансирование отечественных препаратов в госзакупках не соответствует задачам повышения качества здравоохранения, снижает конкуренцию и эффективность использования средств бюджета, считает он.
Гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев отметил необходимость взвешенного обсуждения проблемы защиты интеллектуальной собственности. По его мнению, наблюдаемая сейчас попытка увязать правила регистрации лекарства с патентной защитой наносит серьезный вред, задерживая вывод лекарства на рынок на полгода, нанося ущерб потребителям. Он подчеркнул, что в здравоохранении необходимо сочетать новые качественные лекарства и дженерики, соблюдать баланс между ними. Эксперт также обратил внимание, что в России из-за значительной доли населения с низкими доходами пока нужны и дешевые старые лекарства, та же оксолиновая мазь.
Начальник управления экспертизы инвестпроектов Фонда развития промышленности Лаврентий Варламов дополнил доклад, рассказав, что в 2019 году около 23% финансируемых фондом проектов были связаны с фармацевтической отраслью, она занимает второе место после машиностроения. Фонд с 2018 года выдает предприятиям кредиты под 1% для покупки оборудования, необходимого для маркировки продукции, причем они могли получить эти деньги в течение 1,5 месяцев. В 2020 году фонд предоставлял льготные кредиты под оборотные средства для производства препаратов по профилактике/лечению COVID-19. Они выдавались с учетом предварительного заключения Минпромторга России. Лаврентий Варламов отметил, что кредиты по факту чаще получают топ-компании, обладающие опытом и ресурсами для быстрой подготовки качественной документации по проектам и имеющие хорошую репутацию.
Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович обратила внимание на отсутствие баланса интересов бизнеса и населения.
Из-за отсутствия целостной политики лекарственного обеспечения инновационная политика не выработана, а Минздраву не удается удовлетворить спрос для льготных категорий населения
В результате по разным категориям нуждающиеся в препаратах получают от 20% до 60% необходимого. Лекарственная сфера и ее регулирование нуждаются в серьезных изменениях. Требования административно снизить цены в условиях повышенного потребления неправильны, необходимо создавать более гибкие системы ценообразования. Организовать полностью производство субстанций в России нереально и не нужно, в том числе по экологическим причинам. Лариса Попович также подчеркнула, что нередко создающиеся для отечественных производителей тепличные условия негативно сказываются на конкуренции внутри страны и присутствии наших компаний на международных рынках.
Директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрий Симачев отметил, что конкуренция лучше чрезмерной защиты рынка, а «третий лишний», по его мнению, неудачная практика. При выработке политики лекарственного обеспечения следует учитывать все мнения и интересы населения, потребности различных групп которого (крупные города или села, средний класс и бедные) могут существенно отличаться. Он подчеркнул, что в то же время не следует уходить от вопросов лекарственной безопасности.
«Нам нельзя дальше двигаться без представлений, какой должен быть рынок и как мы себя видим в мире. Пока мы замечаем текущие угрозы, что-то делаем от испуга, а не от позитивного опыта. Важно, что доклад зацепил “многоглавость” регулирования», – резюмировал Юрий Симачев.
Татьяна Долгопятова, отвечая на комментарии, обратила внимание, что авторы доклада анализировали практики, использованные разными странами в период пандемии. В частности, чтобы избавиться от гегемонии Китая по производству субстанций, такие разные страны, как Индия и США, предприняли в чем-то схожие меры: законодательные запреты, преференции для национальных производителей, субсидии бизнесу для производства субстанций и препаратов. Она также отметила гетерогенность отрасли, где представлены и крупные компании, определяющие довольно высокий уровень концентрации продаж, и небольшие предприятия, производящие устаревшие препараты и продолжающие работу и по социальным причинам (сохранение рабочих мест), что тормозит консолидацию отрасли.
Директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев поблагодарил авторов доклада и участников дискуссии и выразил надежду, что академические исследования Высшей школы экономики помогут ведомствам в совершенствовании регулирования и улучшат ситуацию в изученных отраслях.