• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

© iStock

Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

В НИУ ВШЭ 30 октября стартовала Международная научная конференция «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

Мероприятие проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) под эгидой Десятилетия науки и технологий в России в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России.

Евгений Куценко

В первый день конференции состоялись четыре тематические сессии. Первая была посвящена креативным городам. «Это сложная тема, и сейчас в России очень острая, очень актуальная, популярная. В 2020 году это было совершенно не так, четыре года все поменяли. Наши измерения показывают, что креативные индустрии невероятно неравномерно распределены по регионам и городам и концентрируются в определенных местах. То есть они очень избирательны. Это очень важное знание, и конечно, хочется понять, что это за города и пространства, которые привлекают креативную индустрию, и в чем их секрет», — поделился модератор сессии, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко.

Виктория Боос

Заведующий отделом «Лаборатория исследования креативных индустрий» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос представила Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов с анализом распределения креативных индустрий по всему миру.

«Ключевой особенностью нашего рейтинга является то, что он дает информационную базу для принятия управленческих решений в сфере городского управления. Еще одна особенность — это воистину уникальная система показателей: мы не пользуемся муниципальной статистикой, мы не пользуемся экспертными оценками, мы пользуемся данными с независимых платформ, которые агрегируют информацию о наилучших представителях креативных индустрий, то есть о лидерах креативных индустрий», — рассказала она.

В исследование вошли восемь индустрий, которые в сумме закрывают порядка 90% доходов всего креативного сектора в мире. Это кино и анимация, компьютерные игры, музыка, мода, реклама и PR, архитектура, промышленный дизайн и искусство, которое включает в себя литературу, исполнительские искусства и современное искусство.

В топ-5 городов, где сконцентрировано больше всего лидеров креативных индустрий, вошли Лондон, Нью-Йорк, Токио, Лос-Анджелес и Париж. «Если посмотреть на этот рейтинг, то мы увидим, что в первой двадцатке наблюдается паритет между Востоком и Западом, а в тридцатке больше западных городов. Соответственно, можно говорить о том, что Восток заявляет себя как полноправный участник рынка креативных индустрий», — отметила Виктория Боос.

При этом исследование показало, что первая пятерка городов отличается очень большим отрывом от всех остальных городов. «Не стоит думать, что мегакреативные города только и делают, что оттягивают креативных лидеров от других населенных пунктов. Дело в том, что эти мегакреативные города развиваются сами и сами создают креативных лидеров», — подчеркнула докладчица.

Также исследователи заметили, что за последние два года изменилась пропорция между развитыми странами и Глобальным Югом по числу представителей креативных индустрий. Так, сегодня каждый десятый исполнитель, выпустивший самые скачиваемые музыкальные треки, — это представитель Латинской Америки, в странах Северной Африки и Западной Азии сосредоточено 150 самых популярных модных брендов, дизайнеров и архитектурных бюро.

Креативные индустрии также развиваются и в небольших городах — у них свой особый стиль креативности. Оказалось, что в некоторых индустриях более чем 5% звезд сосредоточено в городах с численностью населения менее 250 тысяч человек.

За последний год многие города показали впечатляющую динамику, отметила докладчица. Например, Дубай поднялся с 76-й на 38-ю позицию, а Токио выбился в тройку лидеров. Виктория Боос подчеркнула: для развития креативных индустрий нужны креативные меры поддержки. Например, в Дубае развивается особая экономическая зона для представителей креативных индустрий. Подобные зоны стали не так давно появляться и развиваться в Китае. В Австралии — три профессиональные ассоциации в сфере архитектуры и устойчивого строительства. В Чили развиваются локализированные стриминговые сервисы для музыки. Корея субсидирует расценки на кабельное телевидение. Индия и Россия создают киногорода.

Также на сессии выступили председатель попечительского совета Фонда креативных инициатив и культурного наследия (Казахстан) Дина Абдрахмет, соучредитель и председатель экспертного совета Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский и председатель RuGBC Гай Имз.

Вторая сессия была посвящена управлению креативными индустриями в России, третья — стратегическому планированию креативных индустрий и лучшим мировым практикам, четвертая — образованию и навыкам в этой сфере.

Во второй день сессии, 31 октября, состоится IV Международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представят авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор.

Вам также может быть интересно:

Креативные индустрии в России на подъеме

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает структуру креативных индустрий и динамику их развития с 2019 года на основе доступных данных статистики. Как показывают результаты анализа, креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам. В последние годы в этой сфере деятельности в России был получен особый импульс для роста, чему способствовало появление профильных институтов развития и целый ряд новых инструментов политики.

Творчество как сектор экономики

Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае

Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.