Началось обновление интернет-портала ВШЭ
Уважаемые коллеги! Уважаемые гости!
Интернет-портал ВШЭ начинает постепенно меняться.
Самые заметные перемены коснутся навигации по порталу и дизайн-концепции. Портал очень большой, и обновить все его разделы одновременно без приостановки работы невозможно. Поэтому изменения будут вводиться последовательно.
В ближайшее время часть страниц будет выглядеть по-новому, другая часть будет некоторое время оставаться в прежнем дизайне. Постепенно, страница за страницей, новый дизайн охватит весь портал. Переход к новой версии портала и временное сосуществование двух версий не повлияют на работу: все ссылки будут открываться, архивы не потеряются, поиск будет все находить.
Сегодня вы видите главную страницу и новостную ленту в новом формате. В ближайшее время мы обновим разделы для поступающих в ВШЭ, а также сайты образовательных программ и факультетов.
И уже сегодня по ссылке в верхнем меню вы можете зайти в совершенно новый раздел — «Вышка для своих». Работая над новой версией портала, мы поняли, что нам внутри университета не хватает возможностей для того, чтобы рассказывать об университетской жизни, делиться нашими внутренними новостями и обсуждать события вышкинской жизни. Нам не хватало площадки для общения, а для такого большого университета, как наш, портал все же основное средство коммуникации даже между «своими». В разделе «Вышка для своих» будут собираться наши внутренние новости, у сотрудников и студентов появится возможность делиться своими новостями. «Вышка для своих» ориентирована именно на наших коллег внутри университета, но, следуя вышкинской традиции информационной открытости, мы не ограничиваем доступ к этому разделу.
Надеемся, что вам понравится обновленный портал.
Предлагаем презентацию и видеоинструкции, которые позволят вам больше узнать о новой версии.
Любые возникающие вопросы можно задать по электронной почте директору по информационным ресурсам Марии Добряковой (mdobryakova@hse.ru).
Команда авторов и разработчиков
Файл с презентацией (PDF, 2,6 Мб)
Пояснения к презентации
Задачи, которые решались в ходе проекта по обновлению интернет-портала ВШЭ
Количество информации, собранной на интернет-портале ВШЭ, стало на сегодня огромным. По мере развития университета на портале естественным образом росло число сайтов (страниц) все новых проектов и подразделений ВШЭ, множилось число авторов, наполняющих портал информацией. В этих условиях поддерживать целостную навигацию для гигантской аудитории читателей, поддерживать целостность восприятия портала становилось все сложнее. Поэтому возникла необходимость провести его модернизацию.
1. Нужно было заново объединить сайты Вышки — визуально и навигационно:
- ввести единый стиль оформления и подачи материала. Причем единый стиль должен не просто восприниматься всеми заинтересованными лицами как приемлемый для них, не просто нравится внешне, но еще и быть удобным (а также жизнеспособным и «масштабируемым»).
- создать новую навигацию, которая будет охватывать всю масштабную структуру. Сделать так, чтобы на всех сайтах Вышки, с главной страницы до самого низкого уровня вложенности, правила соблюдались и сохранялись.
2. Необходимо было разделить информационные площадки:
- сделать более явными акценты и предлагаемые траектории переходов по порталу для разных групп посетителей, предложить короткие маршруты к искомой информации тем, кто пришел впервые;
- создать коммуникационную площадку для внутренней аудитории — тех, кто уже учится и работает в Вышке. Для такого большого университета, как наш, портал оказывается основным средством коммуникации даже между «своими». Ведь мы находимся в четырех городах, а внутри одного кампуса между зданиями может быть два-три десятка километров. В разделе «Вышка для своих» будут собираться наши внутренние новости, у сотрудников и студентов будет возможность делиться своей информацией.
Очевидно, что прорисовать все-все-все разделы портала сразу, — задача невозможная и бессмысленная, потому что ВШЭ — живой университет. Поэтому важно было создать своего рода конструктор-лего, который позволил бы быстро компоновать страницы из готовых блоков в зависимости от текущих потребностей. Жизнеспособность такого конструктора тестируется на десятках макетов: он должен быть непротиворечивым и удовлетворять всем условиям.
Главная страница
Построена по модульному принципу, который будет соблюдаться на всем пространстве портала. Страница легкая, информация на ней четко дозирована, нет ничего лишнего.
Вверху, в шапке, быстрый переход к самым важным разделам.
Дальше навигация, которая будет служить краеугольным камнем: «Образование», «Наука», «Экспертиза».
Ниже ссылки на этапы нашей основной деятельности — образовательной: «Поступление в Вышку», «Подготовка школьников», «Бакалавриат», «Магистратура», «Аспирантура», «Дополнительное образование».
Еще ниже — лента новостей. Есть календарь, список мероприятий на сегодня и завтра, рубрикатор новостей.
Посетитель зашел на страницу и просматривает лист — так же, как это делается в ЖЖ или на Фейсбуке — без лишних «кликов». Можно выбрать интересное, пропустить лишнее. Самое важное подано крупнее и ярче.
Для разных случаев жизни были придуманы специальные форматы — как выделять материал, как оформлять. Внизу, в «подвале» мы ловим тех людей, кто чего-то не нашел, и предлагаем им зайти вглубь сайта. И такие же «подвалы» будут встречать людей на каждой странице сайта, их можно настраивать под конкретный раздел.
Вышка для своих
Раздел структурно построен по той же сетке, обладает теми же навигационными признаками, ходить по нему можно точно так же, как по всему порталу, но в конструкторе пересобраны блоки.
Сверху, в случае необходимости, размещаются «Важные объявления». Для привлечения внимания к относительно долгосрочным объявлениям есть лента «завлекалок» под заголовком страницы.
Для переходов к страницам, полезным разным группам пользователей, есть блок закладок: для студентов, выпускников, аспирантов, преподавателей, исследователей, административных сотрудников.
«Выразительная кнопка» для срочных сообщений администрации остается в первом же экране.
Почему так? В чем суть?
Суть в том, чтобы портал был живым. Нельзя оставить статичные рубрики главными и надеяться на то, что люди будут заходить вновь и вновь и воспринимать портал как живой инструмент.
Задача главной страницы — чтобы было проще находить нужное, чтобы разграничивались новости, которые предназначены для разных аудиторий. Ссылки на другие разделы при этом не должны теряться на фоне новостей, ссылки должны быть легко находимыми и удобными.
С точки зрения коммуникации на портале создаются короткие пути для быстрого перехода между разделами и существуют единые для всех страниц сквозные решения.
Например, меню «Весь портал». Это карта портала, которая вызывается в одной и той же точке (верхний левый угол экрана) на всех страницах портала. Карту портала можно раскрыть и свернуть, она раскрывается поверх той страницы, на которой находится читатель, и читатель ясно видит, где он находится, и может с удобством рассмотреть, куда еще интересно перейти. Таким образом, гигантская навигация не давит своим величием. Как в мобильных приложениях: вы нажимаете кнопку меню — все выезжает.
Портал должен быть гибким, подстраиваться под нужды тех или иных подразделений. Это достигается единой сеткой, в которую мы вставляем блоки. Можно выбрать, что будет самым важным, а что — вторичным, совсем не часто употребляющимся. В зависимости от этого более важное помещается в центральные блоки, вторичное — на менее заметные места. Если есть срочные анонсы, появляется дополнительный формат, и этот формат можно встроить на любую страницу. Он понадобился — его включили, нет нужды —выключили.
Возможны вариации внутри макета. Колонки можно перестраивать, можно заполнить все внутреннее пространство, можно в рамках той же сетки менять блоки местами. У одних сверху будут новости, у других — более статичная информация. Но все страницы живут на портале в одних и тех же пропорциях и ощущаются как единое пространство.
Связи между разными объектами на портале. Они есть и в прежней версии портала, но мы постарались подать их более наглядно. Это так называемая «обвязка». Бывает, что автор размещает на странице статью, и у него возникает проблема — он не понимает, как ему связать ее с остальным контентом. А здесь система сама подсказывает переходы: показывает, к примеру, какие персоны были упомянуты, по каким тэгам можно уйти на смежные темы. Основная задача в данном случае заключалась в том, чтобы сделать доступный и понятный механизм размещения материалов на страницах портала.
Фирменный стиль портала
Нам не хотелось устанавливать навязчивые правила для авторов, но не хотелось и хаоса, который неизбежен при отсутствии рамок. Поэтому оставлено цветовое кодирование: например, есть визуальная «стопка» факультета, есть возможность каждому факультету выбрать свой цветовой тон и подложку, и скажем, кафедра оставляет от этого тона маленький кусочек. Тем самым сохраняется и иерархия подразделений. Вводится нечто вроде дресс-кода для страниц подразделений. Между тем будут возможности и для того, чтобы настраивать вариации.
Можно использовать только цветовые идентификаторы факультетов. Можно добавлять фотографии. В презентации даны примеры, как форматы используются с фотографиями. В чем суть? Есть варианты оформления, которые будут хорошо смотреться и при отсутствии качественных иллюстраций. Для этого продуманы варианты подачи материалов без фотографий: крупные заголовки, специально подобранное соотношение полужирного и белого, заголовок горит, читатель «цепляет» его.
Визуальный образ — современная классика
Образ и стиль классики, в нашем понимании, хорошо иллюстрируются фигурами из мрамора либо гипса. Предметами, выполненными в мягкой стилистике. В белой светотени они едва угадываются, ненавязчивы. Гипсовые фигуры — классика, связывающая воедино разные направления и подразделения университета. Светлые иллюстрации нужны, чтобы можно было прямо по ним писать и читать текст. Это решение создает стиль, но не сильно отвлекает.
Навигация по порталу
Первый ролик — про сценарий для СМИ. Мы пошли в раздел «Мероприятия на сегодня-завтра», можно посмотреть свежее видео, потом идем на следующую страницу, там календарь, можно выбрать по рубрикам, что интересует. Выбрали, к примеру, культуру и спорт, работает календарь, есть расширенный поиск, перешли на статью, почитали тизер (завлекалку). Макет резиновый, на разных устройствах он готов занять весь экран. Можно фотографии прямо здесь смотреть.
Вот разметка статьи: крупные цитаты, обвязка.
«Вышка для своих». Здесь новости, закладки, разделы для студентов и сотрудников. Ниже тоже лента, сформированная точно так же. Частные объявления — можно авторизоваться и добавить объявление, и мы попадаем в набор статей, они здесь в шаблонах такие же. Вот меню — весь портал, мы вызываем его на любой странице и в два клика можем перейти на любой раздел.
Раздел «Образование», тут факультеты и кафедры, можем посмотреть календари, разные статьи для разных поступающих, вернулись назад — поняли, что нам нужно другое. Здесь главное уже не статьи, по-другому организована структура подачи информации. Попали на факультет, вот новости факультета — и перешли на статью.
У нас уже есть система шаблонов, которые наполнены примерной информацией. Есть система, сверстанная на внутренней базе Вышки. Главная страница, «Вышка для своих» и новостная часть — их мы планируем заменить в течение недели, затем — остальное. Естественно, что порталы такого масштаба никогда не запускаются одномоментно, целым куском, они запускаются по этапам.
Вам также может быть интересно:
Портал Высшей школы экономики награжден премией Internet Media Awards
Он стал победителем в номинации «Лучшее корпоративное медиа». Церемония награждения победителей премии прошла в рамках интернет-форума RIW 2014.
Информационный бюллетень «Окна роста». Тридцать четвертый выпуск
В конце октября выходит бюллетень «Окон роста» вместе с бюллетенем «Академическая среда». Тема обоих бюллетеней – корпоративный портал современного университета.