• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолингвисты из НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики дислексии у детей

Психолингвисты из НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики дислексии у детей

© iStock

Специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новый цифровой инструмент для диагностики дислексии у младших школьников — «ЛексиМетр». Это первое в России стандартизированное приложение, которое позволяет быстро и надежно оценивать навыки чтения у детей и выявлять дислексию либо ее риск. Программа доступна на платформе RuStore и работает на планшетах с операционной системой Android.

Чтение — один из самых сложных когнитивных навыков. Оно опирается на фонологическую и орфографическую обработку, требует зрительно-моторной координации, памяти и внимания. Специфическое нарушение в овладении чтением с сохранным невербальным интеллектом называется дислексией. По данным Международной ассоциации дислексии, от 15 до 20% людей по всему миру сталкиваются с трудностями в чтении. Без своевременной диагностики и поддержки такие дети становятся взрослыми, которым сложно пользоваться письменной информацией в повседневной жизни.

Но если дислексия выявляется в младшем школьном возрасте, у ребенка есть шанс компенсировать нарушения и научиться читать. Психолингвисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали приложение «ЛексиМетр» — инструмент для оценки навыков чтения и выявление нарушений чтения (дислексии) у школьников 1-4 классов, который доступен на RuStore.

До настоящего времени в России применялась методика чтения текста вслух с последующим ответом на вопросы, адаптированная в 1990-х годах Александром Николаевичем Корневым. Хотя этот подход остается надежным и распространенным, современная логопедическая практика нуждается в более удобных, технологичных решениях, особенно для масштабного скрининга.

Разработанный Центром языка и мозга «ЛексиМетр» предлагает такую альтернативу. Это цифровой тест, который за три минуты позволяет определить, соответствует ли уровень чтения возрастной норме, указывает на риск дислексии или на ее наличие. Использование приложения не требует предварительной подготовки: все инструкции встроены в интерфейс, а результаты можно легко размечать и сохранять.

Отличительная черта теста — детализированные возрастные нормы. В приложение включены данные для трех групп детей: русскоязычных монолингвов, билингвов из национальных республик и детей, изучающих русский как иностранный. «ЛексиМетр» также успешно прошел апробацию: отображение текста на экране планшета оказалось сопоставимым с классическим чтением с бумаги.

Нина Здорова, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ

«Тест “ЛексиМетр” — результат многолетней работы большой команды Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Мы опирались на передовые исследования в области дислексии, психометрики, логопедии, психолингвистики и UX-дизайна. Надеемся, что наше приложение поможет логопедам и педагогам в повседневной практике. Точная и своевременная диагностика привлечет внимание к трудностям ребенка и позволит принять меры в нужный момент. Это даст детям шанс успешно овладеть чтением и избежать сложностей в будущем».

Вам также может быть интересно:

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В НИУ ВШЭ создали инструмент для оценки сложности текстов на малоресурсных языках

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали инструмент, позволяющий определить сложность текстов на малоресурсных языках. В первой версии поддерживаются несколько малых языков России: адыгейский, башкирский, бурятский, татарский, осетинский и удмуртский. Это первая подобная разработка, адаптированная специально для этих языков и учитывающая их морфологические и лексические особенности.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида

Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.

Гибкость и многообразие: особенности российской гуманитарной политики

Российская гуманитарная политика отличается децентрализованностью, и это позволяет России говорить со всеми целевыми аудиториями и устанавливать с ними взаимодействие. Об этом сказано в вышедшем в 2025 году докладе «Российская гуманитарная политика в эпоху многополярности», подготовленном Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Высшей школой экономики под редакцией директора Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Екатерины Энтиной.