«Приятно видеть, как общество начинает прислушиваться к мнению ученых»
В минувшую пятницу, накануне Дня российской науки, мы опубликовали истории нескольких ученых из Вышки о том, как они пришли в науку. Мы получили на них много откликов, поэтому решили продолжить опрос. Сегодня о своем пути в науку рассказывают еще пять вышкинских ученых, в том числе один Нобелевский лауреат.
Эрик Маскин, Нобелевский лауреат, Профессор Гарвардского Университета, главный научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений
В средней школе мне посчастливилось иметь вдохновенного учителя математики Фрэнсиса Пиерсы. Он помог мне увидеть, что математика является предметом необычайной красоты, впрочем, как и силы. Будучи студентом Гарварда, я специализировался в математике. Но почти случайно оказался слушателем курса лекций по экономике Кеннета Эрроу (Kenneth Arrow), хотя на тот момент и не понимал, что его имя значит для экономики. Лекции Кеннета Эрроу показали мне, что экономика может объединить строгость, власть и иногда даже красоту математики, притом, что экономика много говорит о мире, в котором мы живем. Действительно, экономика может помочь сделать этот мир лучше. Я нашел это неотразимое сочетание — и с тех пор остался верен экономике.
Федор Богомолов, научный руководитель Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений
Для меня решающую роль, безусловно, сыграло участие в математических кружках при Московском Университете. Где-то начиная с третьего класса школы я начал читать популярные книжки Перельмана и других о науке. Общая атмосфера уважения к науке и научной работе, которые господствовали в обществе того времени( 50-е годы) а также то, что мои отец и мать работали в области физики, сформировали общее, но еще очень нечеткое представление о будущем выборе. В пятом классе у меня появился новый друг, Семен Вишик, родители которого были математиками. Он был категоричен в своем выборе: математика для него была единственно возможным вариантом.
Вместе с ним и по его инициативе я впервые попал на математический кружок в старом здании Московского Университета осенью 59-года под руководством А. Лемана и других аспирантов мехмата МГУ.
Атмосфера кружка, который вели аспиранты Университета, захватила. Новый тип задач — там решались и обсуждались задачи олимпиадного типа, а также был по-настоящему демократический характер обсуждений — захватили своей новизной. Не важно было — студент, аспирант или школьник, важно было предложить интересную идею или красивое решение. Авторитетом был тот, кто имел наиболее отчетливое понимание обсуждаемой проблемы.
С тех пор я стал регулярно участвовать в работе кружков, а затем поступил в один из первых математических классов в Москве, которые были открыты сначала на базе 425-й школы, а затем переехали в 444-й школу. Организатором классов и инициатором создания специального математического обучения был С. И. Шварцбурд, роль которого трудно переоценить.
В нашем классе помимо стандартных предметов мы изучали программирование, численные методы и касались других областей математики.
Начиная с 1960 года я начал участвовать в Математических Олимпиадах — Московских и Всероссийских, и довольно успешно. Во всех них я получал третью премию, что придавало некоторый статус в общении внутри околокружковского круга. Тогда же я стал участвовать в бета- кружке под руководством Н.Н.Константинова, который был в основном посвящен уже реальным проблемам современной математики. Там было много приглашенных докладчиков, и в частности, один из современных академиков — тогда аспирант биофака по официальной кличке «Хромосома» — читал лекции по генетике.
Я до сих пор жалею, что летом не смог поехать с группой участников семинара в Миуссово, к Тимофееву-Риссовскому.
В 10 классе мы вместе С. Вишиком начали посещать студенческий семинар Е.Б Дынкина в МГУ и через год я написал свою первую в работу, содержащую решение поставленной им задачи, которую И.Петровский представил в Доклады АН СССР (правда, оказалось, что несколько ранее этот результат был получен в США, и я забрал работу).
К этому времени для меня уже все было ясно, и в 64-году я поступил на мехмат. Пожалуй, мне трудно выделить момент, когда я принял решение стать математиком — это произошло естественно. Критическую роль, конечно, сыграли общая атмосфера в семье и попадание в интеллектуально богатую атмосферу кружков в начале переломного возраста, когда начинается пересмотр авторитетов и происходит выбор ориентиров на будущее.
Джон Най, профессор Университета Джорджа Мейсона (США), научный руководитель Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ
Изначально я хотел стать физиком. Мне удалось получить довольно крупную стипендию на обучение, покинуть родные Филиппины и отучиться в Калифорнийском технологическом.
Однако вскоре я осознал, что меня увлекают и социальные науки. По совету моих наставников-профессоров я выбрал путь экономиста и получил степень магистра, а позже и докторскую степень в Северо-Западном университете. После, к моей большой удаче, я попал Университет Вашингтона в Сент-Луисе, где проработал совместно с Дугласом Нортом 22 года и поучаствовал в создании Международного сообщества по новой институциональной экономической теории. В 2007 году я переехал и возглавил исследования в сфере экономической истории, а в 2011 присоединился к Высшей школе экономики, где занимаю пост научного руководителя Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ.
Дирк Майснер, заместитель заведующего Лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, профессор Департамента образовательных программ ИСИЭЗ
Основа моей мотивации — любопытство: меня интересуют области, которые мне наименее известны, мне нравится искать решения проблем и даже находить проблемы, которые еще только могут возникнуть. Для меня жизнь ученого особенно привлекательна тем, что она стимулирует творческий подход и позволяет общаться с людьми разного происхождения и убеждений. Мне кажется, ученые мыслят вне мейнстрима, и особенно приятно видеть, как идеи ученых распространяются и имеют, пусть даже небольшое, влияние на общество, то есть мейнстрим начинает прислушиваться к мнению ученых.
Сегер Брёйгельманс, доцент социальной психологии в Тилбургской Школе социальных и поведенческих наук TIBER Тилбургского Института исследований поведенческой экономики, Университет Тилбурга, Нидерланды; заместитель заведующего Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ
Я пришел в науку из чистого любопытства, а также благодаря моим прекрасным учителям. Еще в детстве мне было очень интересно понять, как все устроено. К счастью, я родился в такое время и в таком месте, где этот интерес можно было перевести в работу в научной организации. Когда я был студентом, научные руководители сыграли очень важную роль в моей жизни: они всегда ставили под вопрос мои идеи и учили критически смотреть на вещи, которые все считают безоговорочными. Именно благодаря им я решил не идти в бизнес, а учиться на PhD, и сейчас могу с радостью сказать, что ни разу не пожалел об этом выборе.
В первой части: комиксы о космосе, деревенская школа с одним учителем и угроза войны как старт научной карьеры.
Богомолов Федор Алексеевич
Научный руководитель Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений
Майснер Дирк
Заместитель заведующего Лабораторией исследований науки и технологий
Маскин Эрик Старк
Председатель Международного консультативного комитета
Най Джон Винсент Канизарес
Научный руководитель Международной научно-учебная лаборатория институционального анализа экономических реформ
Вам также может быть интересно:
Боль, ребра и немного науки
24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы».
Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018
Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.
Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег
Каждый десятый активно публикующийся российский ученый одновременно трудится за границей. Чаще всего их профессиональные интересы связаны с работой в США, Германии, Франции и Великобритании, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.
22,4%
работающих в настоящее время в России кандидатов и докторов наук — моложе 40 лет.
«Меня в школе называли профессором. Пришлось соответствовать»
Почему люди идут в науку и почему остаются в ней? Что для них важнее — самореализация или материальные стимулы? Накануне Дня науки, который отмечается 8 февраля, OPEC.ru публикует результаты общероссийского Мониторинга научных кадров высшей квалификации, в ходе которого изучалась в том числе мотивация ученых. А новостная служба Вышки расспросила о пути в науку ученых, работающих в нашем университете.
83%
российских докторов и кандидатов наук вовлечены в различные формы международного сотрудничества.
11%
российских докторов и кандидатов наук занимаются исследованиями в той же научной области, что и их родители.
59%
докторов и кандидатов наук теоретически готовы сменить место работы, если им предложат принять участие в масштабном и важном для страны проекте.
1/3
российских исследователей признают, что для эффективной деятельности им необходимо работать в составе научной школы, с единомышленниками.
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Отток ученых и преподавателей из вузов объясняется не только низкими зарплатами и недостаточной самореализацией в науке. Для части молодых ученых аспирантура — лишь вынужденный шаг: либо спасение от армии, либо возможность отложить трудоустройство, либо воплощение ожиданий общества, выяснила стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анастасия Сизых.