Менеджмент и лента Мебиуса
20 ноября в ГУ-ВШЭ прошел первый день конференции "Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования", организованной факультетом менеджмента. Мы побывали на пленарном заседании менеджериального форума.
Торжественное открытие конференции ознаменовалось речью декана факультета менеджмента Азера Эфендиева. "Меня очень вдохновила прошедшая накануне молодежная секция, — сказал он, — и я надеюсь, что сегодняшние выступления профессионалов в области менеджмента также будут сопровождаться яркими научными дискуссиями — спорьте друг с другом, мы ждем зажигательных обсуждений! Хотелось бы, чтобы целью участников конференции было не выступление "для галочки", а поиск научной истины. Результатом форума станет не только обмен мнениями, но и зарождение новых идей, которые, надеюсь, будут оформлены в статьи — ведь помимо прочего по результатам планируется издание коллективного сборника".
Затем последовала содержательная часть, которую открыл ведущий, член-корреспондент РАН Георгий Клейнер. Он поприветствовал участников конференции от имени Центрального экономико-математического института РАН, "Российского журнала менеджмента" и журнала "Экономическая наука современной России" и отметил широкий тематический охват и разнообразие рассматриваемых на конференции проблем. Г-н Клейнер заявил, что сегодня, в контексте мирового финансового кризиса, прояснение теоретических и стратегических основ менеджмента не только не теряет своей актуальности, но и становится крайне важной задачей. Ведь предтечей глобального кризиса был кризис доверия в управлении предприятий, корпоративном менеджменте — и решение проблем на микроуровне может стать основанием для выхода из кризиса в макромасштабе.
Далее ведущий представил первого докладчика — им стал заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников с презентацией "Концентрация собственности и корпоративное управление". Он продолжил тематику кризиса доверия с точки зрения рисков по превращению сбережений в инвестиции, рассматривая корпоративное управление как систему контроля перетока сбережений от тех, кто их осуществляет, к тем, кто ими распоряжается. В рамках доклада г-н Капелюшников представил две базовые модели корпоративного управления: характерную для англосаксонских стран модель W, в которой контроль за прибылью удерживается наемными менеджерами, и распространенную во многих других странах модель B, в которой контроль переходит от наемных менеджеров к крупным акционерам. Компании разделяются на несколько моделей в зависимости от доли различных типов контроля: отсутствие контролирующего субъекта, контроль государства, нефинансовых корпораций, богатых семей и финансовых институтов, не являющихся собственниками. Кроме того, докладчик привел сравнительное межстрановое распределение двадцати крупнейших корпораций по типам контроля.
Затронутая в ходе презентации тематика и описание приведенных моделей во многом стали основой для дальнейших выступлений.
Вторым докладчиком была главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков Татьяна Долгопятова. В ходе ее выступления была раскрыта тема особенностей акционерной собственности и корпоративного контроля, присущих российским АО; она говорила также о факторах передачи собственниками участия в исполнительном управлении наемным менеджерам. Доклад был основан на международном российско-японском исследовании, которое проводил центр с использованием как количественной (опрос руководителей АО в 64-х регионах РФ), так и качественной (400 глубинных интервью с руководителями АО) методик. Г-жа Долгопятова отметила, что для России характерна крайне высокая степень концентрации собственности в руках "контрхолдеров", однако велика и доля компаний, где на топовые позиции приглашаются наемные менеджеры, не являющиеся акционерами предприятий. Применение к полученному массиву количественных данных бинарной логистической регрессии показало, какие факторы способствуют передаче управления наемным управленцам с высокими профессиональными компетенциями. Среди них следующие: завершенная реструктуризация; высококонкурентная среда; выход на уровень международной, а не только внутрироссийской, конкуренции; укрепление защиты прав собственности и корпоративное управление. На российском рынке существует тенденция к увеличению доли компаний с внешними управленцами, однако кризис вносит фактор неопределенности.
Следующий доклад делала заместитель директора того же Института Светлана Авдашева. Ее доклад также был основан на эмпирическом исследовании внутренней организации российских компаний, описание которого было дано в предыдущей презентации. Главная цель выступления состояла в постановке вопросов теоретического и методологического переосмысления полученных практических результатов. На примере конкретного проекта С. Авдашева проблематизировала полезность проведения "нежестких" фактографических исследований с точки зрения возможностей проверки основных гипотез, включенности в контекст мировой науки и построения теоретических моделей в различных концептуальных контекстах. Докладчица сделала вывод о том, что при постоянном рефлексивном отношении избранная методология позволяет как тестировать базовые гипотезы, так и использовать результаты для обогащения различных теоретических рамок: агентской теории, новой сравнительной экономики, модели корпоративного управления и пр. Кроме того, сложное для экономики время глобального кризиса может быть рассмотрено как экспериментальная среда для развития выявленных эмпирических закономерностей (например, тенденции к возрастанию роли и усложнению формата совета директоров даже в компаниях с высокой концентрацией собственности).
Далее с докладом "Новая конкурентная ситуация в российской розничной среде" выступил первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев, его сообщение имело преимущественно практический характер. Он представил результаты исследования рынка бытовых товаров и электроники в рамках экологического подхода в теории организаций. В этом подходе рынок понимается как совокупность пространственных и экономических ниш, где новые популяционные формы побеждают старые. Г-н Радаев описал бурное развитие и постоянный рост выбранных рынков, прошедший через три основных этапа. Первый период 1990-х годов — это оптовая торговля, затем развитие розничной торговли и ритейловых сетей в начале и их бурный рост в середине 2000-х годов, столкнувшийся с приходом глобальных игроков, политическим давлением и последствиями мирового финансового кризиса. Докладчик отметил, что главными тенденциями развития рынков в новых условиях будет ожесточение конкуренции как между российскими, так и глобальными компаниями нового формата, а также последующее перераспределение рынка.
Последним докладом пленарного заседания был доклад профессора кафедры общего и стратегического менеджмента Игоря Гуркова, подготовленный совместно с А. Гольдбергом и З. Саидовым. Выступление было посвящено актуальной тематике стратегических действий в условиях финансового кризиса и основано на материалах проекта "Стратегический процесс российских компаний — исследование взаимосвязей методами качественного анализа", выполненного при поддержке гранта Научного фонда ГУ-ВШЭ. В рамках выступления были выделены основные проблемы развития российской экономики до середины 2008-го года: сочетание взаимопротиворечащих целей; стремление к неустойчивому росту, нарушения между элементами стратегических процессов; аберрация конкурентных позиций и отсутствие накопления стратегических активов. Удар финансового кризиса привел к переходу от учета текущих к учету полных издержек, росту ощущаемых цен и разрушению корневых компетенций. В то же время на российском экономическом поле присутствуют четыре основных игрока, и каждый из них имеет свою стратегию в контексте кризиса. Так, стратегия глобального капитализма состоит в ценовой дискриминации и восстановлении компетенций. Стратегия государственно-монополистического капитализма (ГМК) — в повышении барьеров входа и перераспределении структуры затрат в пользу увеличения расходов потребителей. "Олигофренды" (компании, где явный топ-менеджмент подчиняется неявному чиновнику высокого ранга) проводят политику помощи сильным и поощрения слияний и поглощений. При этом у четвертого игрока, то есть частных конкурентных компаний, есть выбор между двумя основными стратегиями: реструктуризацией со снижением издержек, качества и компетенций, а также снижение издержек с одновременным увеличением вкладов в развитие компетенций для получения конкурентного преимущества за счет инноваций. Второй вариант более рискованный за счет вероятности малой отдачи от вложений и финансовой неустойчивости, однако первая стратегия однозначно ведет к падению конкурентоспособности, цен и, в конечном итоге, прибыли.
В заключение пленарной секции форума ведущий Азер Эфендиев отметил высокую методологическую насыщенность докладов и необходимость организации на следующей конференции секции по методам исследования в менеджменте. А Георгий Клейнер подвел итог заседания, отметив, что все доклады были крайне интересны. "Каждый содержал толику научной истины, — сказал он. — За несколько часов мы совершили головокружительное путешествие через теорию, методологию, статистику и феноменологию. Все мы находимся в ситуации внешней неопределенности, и та же неопределенность касается нашей методологии, но, несмотря на то, что почва порой уходит из-под ног, мы должны это делать. И вот такие форумы, как сегодняшний, позволяют определять, где слой почвы более толст, а где — тонок, и намечать новые траектории развития. 150 лет назад была изобретена лента Мебиуса — и это путь, по которому все мы идем, так давайте обогащать его новыми знаниями!"
Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Эксперты ВШЭ оценили долю импорта в российской розничной торговле непродовольственными товарами
Расчеты НИУ ВШЭ показывают, что в 2020 году доля импортных товаров в ресурсах розничной торговли непродовольственными товарами (без учета продаж автомобилей и топлива) составила 75%. Больше всего поставки из-за рубежа занимают в торговле автозапчастями, играми и игрушками, одеждой и обувью. В наименьшей степени от импорта зависят продажи спорттоваров, бытовой химии и косметики, а также товаров для дома.
Директор от власти
Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.
Управлять звездой
Россия богата талантливыми людьми, но плохо умеет привлекать их в бизнес. По этому показателю у нее 107 место из 118 в Глобальном индексе конкурентоспособности талантов (GTCI). Причины парадокса кроются как в самих организациях, так и в состоянии рынка труда. Исследователи ВШЭ изучили вопрос на примере отрасли информационных технологий.
35%
руководителей торговых организаций по итогам года признали уменьшение спроса на реализуемую продукцию. В III квартале этого года о такой проблеме заявляли только 25% опрошенных.
Блат снижает эффективность бизнеса
Компании с децентрализованным управлением и топ-менеджерами, нанятыми не «по блату», гораздо эффективнее фирм, где управление сосредоточено в одних руках, а сотрудники найдены «по знакомству». Фирмы, ищущие персонал на конкурентном рынке, чаще и успешнее внедряют инновации, выводят на рынок новые продукты и активнее экспортируют свою продукцию, выяснила научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Ирина Левина.
Беднеющие россияне не могут поддержать ритейл
После недолгого оживления розничная торговля вновь погрузилась в стагнацию. Доходы населения продолжают снижаться, что заставляет россиян все больше экономить и сберегать, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
1,5
Во столько раз чаще крупные российские компании меняют генеральных директоров во время кризиса по сравнению с более спокойными временами.
«Вряд ли студенты сразу после выпуска попадут в совет директоров, но знать о корпоративном управлении им необходимо»
Чуть больше месяца остается до старта приемной кампании в магистратуру. Магистерское образование Вышки дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят работодатели. На магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» курс «Корпоративное управление и устойчивое развитие» в этом году читал директор по корпоративному управлению компании «Делойт» Олег Швырков. Новостная служба ВШЭ спросила у него, почему практикам важно взаимодействовать с теоретиками, что на самом деле означает понятие «корпоративное управление» и должны ли рядовые сотрудники сообщать начальству, если в компании что-то пошло не так.
Ритейлеры сокращают ассортимент
Предприятия розничной торговли чувствуют себя очень плохо. Спрос и выручка уже побили антирекорд последнего десятилетия. Чтобы выжить, предприниматели поднимают цены и сужают ассортимент, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
30%
предпринимателей в сфере розничной торговли сообщили об увольнении персонала в своих организациях в IV квартале 2014 года. По сравнению с началом года динамика сокращений увеличилась в два раза.