Ученые определили перспективы развития российской Арктики
Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia.
Развитие российской Арктики входит в число стратегических приоритетов развития страны. Весной 2020 года были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, осенью того же года была выпущена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности.
Среди мер по развитию Арктического региона — крупные ресурсные проекты («Арктик СПГ 2»), строительство ледокольного флота, в том числе трех новых атомных ледоколов, и объектов инфраструктуры — реконструкция портов в Архангельске и Мурманске, строительство железных дорог.
Однако в условиях текущей государственной политики Арктика остается вещью в себе, с позиций экономики и логистики оторванной от других регионов России. Отдельные арктические проекты сегодня встраиваются в экономику страны, однако единой политики, стимулирующей взаимодействие между регионами, нет. При таком подходе пространственно-экономическая изоляция Арктики может усугубиться, а количество упущенных возможностей реализации промышленно-инновационного и транспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока России будет расти.
Чтобы понять, как избежать «арктической самоизоляции», ученые проанализировали государственную политику развития Арктики, инфраструктурные и энергетические проекты, мнения экспертов и общественную дискуссию по этому вопросу.
Ресурсы Арктики и северных регионов России традиционно имеют колоссальное значение для экономики страны. Здесь производят 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов. На регион приходится 10% российского ВВП и 20% всего экспорта из России. Объем перевозок по Северному морскому пути за последние пять лет вырос в шесть раз и в 2019 году составил 30 млн тонн. Сама трасса активно модернизируется. Возможности России в Арктике во много раз превышают возможности других стран. Если в распоряжении США — пять дизель-электрических ледоколов, Канады — семь, то у России их более 40, в том числе пять атомных, три из которых планируется заменить на новые в 2020-х годах.
Работу, жизнь и ведение бизнеса в регионе затрудняют суровые природно-климатические условия, огромные пространства и хрупкость экосистем. Арктические экосистемы не успевают приспособиться к ускоряющемуся потеплению и росту антропогенной нагрузки. По качеству жизни населения Арктика пока отстает от общероссийского уровня. Транспорт и коммуникации в регионе развиты плохо; из северных регионов продолжается отток населения. Строительство объектов инфраструктуры Северного морского пути, включая строительство ледокольного флота, затягивается. В регионе есть критические экологические проблемы: загрязнение воздуха, грунтовых вод и почв.
Как правило, большинство экономических и социальных проектов в Арктике требуют гораздо больше средств и времени, чем в других регионах России, и с рыночной точки зрения могут оказаться малоэффективными. Если бизнес хочет развиваться в регионе ответственно, на него ложится дополнительная финансовая нагрузка. Для снижения экологических рисков нужно использовать дорогостоящие технологии, а суровые условия жизни населения в северных городах требуют участия бизнеса в финансировании части социальных услуг.
Учитывая значительный ресурсный потенциал Арктики, ученые полагают, что для ее дальнейшего развития к существующей программе развития Арктической зоны необходимо добавить «региональную надстройку» — организовать более тесные связи этого региона с Сибирью и Дальним Востоком.
Илья Степанов
«Арктические проекты во многом не учитывают инновационный, экономический, промышленный потенциал, который был и остается в Сибири и на Дальнем Востоке, — комментирует Илья Степанов, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Эти проекты могли бы быть более тщательно встроены в систему экономико-транспортных взаимосвязей с другими регионами. Арктика богата природными ресурсами, в Сибири сконцентрирован технологический, инновационный и кадровый потенциал, сильная сторона Дальнего Востока — в транспорте, логистике, связях с азиатским рынком. Более тесное взаимодействие между регионами поможет решить проблему зависимости от импортного оборудования, создавать добавочную стоимость, которая оставалась бы в российских регионах».
Например, для проекта по сжижению природного газа на Ямале 70% оборудования импортируется из Китая. Это дорогое оборудование, для работы с которым нужны высококвалифицированные кадры. Ученые полагают, что если бы это оборудование производили на российских заводах, то добавочная стоимость оставалась бы в регионах, возрос бы спрос на высокотехнологичную продукцию, появились бы новые рабочие места для квалифицированных кадров.
В мировой практике природно-ресурсный сектор давно перестал восприниматься как нечто характерное для отсталых экономик. Он стал источником инноваций и высокотехнологичного производства как в развитых странах, таких как Канада и Австралия, так и в развивающихся — в Чили, Бразилии, Малайзии. Природные богатства российской Арктики (горючие ископаемые, алмазы, цветные, черные и редкоземельные металлы и другие) могут стать фундаментом модернизации России в целом и главным драйвером перехода от экстенсивных к интенсивным методам освоения арктических ресурсов.
Учитывая протяженность арктических территорий, их климатические и экономические особенности, освоение российской Арктики сугубо рыночными силами едва ли представляется возможным. По мнению исследователей, государственная поддержка может быть выражена в виде финансирования строительства инфраструктуры, предоставления налоговых льгот и субсидий, создания специальных режимов государственно-частного партнерства, обеспечения специальных социальных условий для жизни и работы в северных широтах. На институциональном уровне должны быть созданы условия для интеграции арктических проектов в высокотехнологичные пространственные цепочки добавленной стоимости, выходящие далеко за пределы северных районов страны.
Степанов Илья Александрович
Вам также может быть интересно:
ВШЭ запустила второй сезон Московского научного кинолектория серией фильмов про Арктику
В столице продолжает работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива кинофотофонодокументов. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода, которые не были ранее представлены широкой публике, с сопровождающими лекциями ведущих ученых ВШЭ. Второй сезон кинолектория открылся циклом показов советских научно-популярных фильмов об исследованиях Арктики.
Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки
АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.
Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике
Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты
Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.
Исходные линии и исторические воды: как России защитить свои позиции в Арктике
Таяние льдов в Арктике, вызванное изменением климата, облегчает доступ к природным ресурсам этого региона и, как следствие, ведет к обострению борьбы за их освоение разными странами. О возможностях укрепления суверенитета России в Арктике с использованием норм международного права рассказывают исследователи в статье «Перспективы эволюции системы исходных линий в Арктике», подготовленной под руководством директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова.
«Россия должна стать арктическим научным донором»
Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.
Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы
Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.
Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке
По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.
В ВШЭ обсудили проблемы российской Арктики
В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.