• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книги будут всегда

29 сентября в ВШЭ прошла дискуссионная встреча «Так умирает книга или нет?», организованная проектно-учебной группой «Интернет, новые медиа и проблема чтения в информационном обществе», созданной факультетом государственного и муниципального управления, факультетом медиакоммуникаций ВШЭ и издательством «ЭКСМО».

На встрече выступили заместитель декана по науке, академическому развитию и международным связям факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия и директор по брендингу и рекламе издательства «ЭКСМО» Владимир Чичирин.

В последнее время все чаще приходится слышать, что книга умирает, люди перестают читать, объем книжного рынка сокращается… Подобные суждения верны лишь отчасти. Это показала и состоявшаяся дискуссия.

Книга призвана удовлетворить, в первую очередь, потребности людей в информации и развлечении. И лишь для некоторых потребителей книга предстает своего рода арт-объектом: ее приятно держать в руках, листать страницы, она красиво может выглядеть на книжной полке.

Однако важно просто осознать, что в наше время книга вообще и книга бумажная — не одно и то же. Читатель, по словам Владимира Чичирина, «хочет книгу как таковую», а ее формат — дело вкуса, привычки, консервативности или продвинутости. При таком понимании трудно согласиться с утверждением, что люди стали меньше читать. Скорее, наоборот. Ежедневно на нас обрушивается огромное количество текстовой информации, и мы постепенно учимся ее «фильтровать». Навыки же чтения и практика чтения вовсе не утрачиваются. «Может быть, качество чтения и качество прочитанного хуже, но это уже другой вопрос», — считает В. Чичирин.

Гораздо важнее решить проблему пиратства в Интернете. Этому надо всячески препятствовать хотя бы уж потому, что пираты — это, как считает эксперт, воры. Причем издатели должны вступить в конкуренцию с пиратами. Для этого, по мнению В. Чичирина, необходимы технически качественный контент, адекватная цена, широкий ассортимент, удобные и безопасные способы оплаты, удобное и простое использование контента. Книга будет нужна всегда, но постепенно она станет другой.

 

Комментарий Владимира Чичирина и Ильи Кирии

― Когда заходишь в книжный магазин и с трудом пробираешься сквозь толпу к нужному стеллажу, то невольно сомневаешься в том, что люди стали меньше читать. Каково реальное состояние книжного рынка на сегодня?

В. Чичирин: Состояние отрасли достаточно плачевное, потому что объем продаж падает примерно на 10 процентов в год, если говорить о количестве книг. В деньгах рынок сокращается примерно на семь процентов ежегодно. Почему это происходит? Я не уверен, что падает интерес к чтению. Да, у нас много не читающих людей: по разным оценкам до 37 процентов. Это факт, и с этим имеет смысл бороться. Пока людям нужны знания, информация, развлечения, с книгой ничего плохого не произойдет. Вопрос в том, что сама книга изменится. Надо признать, что электронная книга наступает. Вопрос лишь в том, занимаемся мы книгами вообще или только бумажными книгами. В этом смысле я не смотрю пессимистично на книжный бизнес в целом. Но бумажные книги, как и виниловые пластинки, потихоньку отступают под натиском цифры.

― Можно ли судить о состоянии книжного рынка в России по ситуации в московских книжных магазинах?

В. Чичирин: Если говорить о крупных городах, ситуация похожая. Если же говорить о городах с населением 50-100 тысяч, то там с книгами хуже, и так было всегда. Это бизнес, он должен себя окупать, поэтому он ищет, где ему логистика стоит дешевле и где есть больший объем продаж. Но сейчас сокращается количество магазинов, обанкротилась одна из крупнейших сетей — «Топ-книга». Это, конечно, плохой знак, книги стали добираться в небольшие города еще хуже. Возможно, существуют проблемы и профессиональной работы с ассортиментом.

― Состояние дел в России чем-то отличается от того, что происходит в мире?

В. Чичирин: Магазины банкротятся по всему миру, закрываются книжные сети одна за другой, так что мы в мировом тренде. Но за рубежом люди ориентируются быстрее, законодательная база лучше. Поэтому ситуация все же отличается от нашей. В США, например, 10-15 процентов рынка занимают электронные книги. А у нас возник провал: обычные магазины закрываются, а с цифрой мы еще не научились работать.

И. Кирия: Мне кажется, что проблема чуть сложнее. В нашей стране люди перестали читать гораздо раньше, и Интернетом пользуются далеко не все. Но я не верю в то, что печатная книга умирает. Проблема в том, что наше население перестало потреблять платные виды медиа, люди перестали покупать газеты, журналы, книги… И естественно, чтение перестало быть господствующей формой медиа-потребления, тогда как в советское время мы по совокупному тиражу детской литературы опережали США. Сейчас объемы американского рынка просто на порядок выше российского: объем российского рынка около двух с небольшим миллиардов долларов, а американского — более 20. Притом что количество названий в США — около 270 тысяч, а у нас — 170 тысяч. Отрадно, что растет доля онлайновой книги, которая размещается в сети и которую можно читать.

Ключевое выступление – Владимир Чичирин, директор по брендингу и рекламе издательства «ЭКСМО»
Ключевое выступление – Владимир Чичирин, директор по брендингу и рекламе издательства «ЭКСМО»

― То есть, проблема скорее экономическая, а не общекультурная?

И. Кирия: Она и в том, и в другом. Издатели не зарабатывают, потому что тиражи маленькие, а тиражи маленькие, в том числе, потому, что спрос небольшой. И еще мы забываем о том, что пропаганда не должна быть дорогой. В советское время все, что связано с медиа и культурой, было доступным. И у нас осталась привычка к тому, что культурный продукт должен быть доступным.

В. Чичирин: Думаю, что отчасти это связано с маркетинговыми ошибками: не угадали с автором, не смогли доставить нужную литературу или что-то еще. Когда пришло насыщение в постсоветское время, все на книжном рынке прекрасно жили. А потом надо было учиться работать в конкурентной среде.

― Может быть, один из выходов — государственные программы поддержки книгоиздания?

И. Кирия: Я не сторонник программ государственной поддержки вообще, потому что когда государство дает деньги по конкурсу, издатели вместо книг для населения начинают издавать книги для чиновников. Это порочная практика. Но что можно приветствовать — регулирование государством, ликвидация рыночных диспропорций. Издателю не выгодно возить книгу на мелкие рынки, открывать магазин в Тмутаракани никто не будет, в этом нет экономического смысла. И кстати, такая же ситуация с музыкой, кино и прочим.

Надо улучшить распространение книг там, где с рыночной точки зрения это невыгодно. Вот такие программы поддержки, которые связаны с перераспределением, могут быть. На мой взгляд, они должны быть связаны с доступностью и с широкой рекламой электронной формы книги. Если туда не выгодно возить бумажные книги, кто мешает продавать электронные книги? Население должно знать о такой возможности, где эти книги купить, должен быть достаточный уровень распространения Интернета.

― В ВШЭ создана межфакультетская проектно-учебная группа «Интернет, новые медиа и проблема чтения в информационном обществе». Каковы, на ваш взгляд, ее перспективы?

И. Кирия: Перспектив много. Мой научный интерес как руководителя этой группы совпадает с интересами заказчика. Если говорить о научной составляющей — есть довольно существенные региональные диспропорции потребления книг, требующие изучения. Имеется и другой аспект работы группы. Строго говоря, у нас нет ни одной образовательной программы, связанной с работой книгоиздателей в on-line. Я бы не стал открывать такую программу на магистерском уровне, но как форма дополнительного образования она вполне может существовать. Кстати, такие программы по переобучению издателей в крупных американских университетах существуют. Еще один важный момент — наша группа — межфакультетская, она объединила ресурсы и моего факультета, и факультета государственного и муниципального управления. Уже сейчас на стадии гипотезы мы можем сказать, что роль государства в содействии процессу популяризации чтения в России далека от совершенства. И это уже тема раздумий для коллег с факультета госуправления.

В. Чичирин: Не думаю, что открою великую тайну, если скажу: объективной масштабной информации о книжном рынке, еще и экстраполированной на западные страны, у нас не существует. Есть крупные издательства, которые не особо делятся информацией, есть мелкие издательства, несколько книжных сетей, огромное количество магазинчиков. И я надеюсь, что у группы получится собрать сводную информацию, это будет уникальный результат.

И. Кирия: На данном этапе мы заканчиваем сбор сводного «сырья», это таблица с гигантским количеством цифр, которые предстоит еще выверять. Это таблица, в которой приведены данные по крупным зарубежным книгоиздательским рынкам — американскому, французскому и британскому — в динамике за последние 4 года. Туда же относятся электронные книги и музыкальный рынок. С нашей точки зрения, то, что происходило на музыкальном рынке чуть раньше, можно пытаться проецировать на рынок книг. Кроме того, мы будем учитывать такие параметры, как ВВП на душу населения, среднедушевой доход. Думаю, что в ближайшие месяцы работа над таблицей будет закончена, и предварительные данные по интерпретации проекта будут представлены.

Вопросы из зала от гостей дискуссии
Вопросы из зала от гостей дискуссии
― А каковы, на ваш взгляд, перспективы аудиокниги в России?

В. Чичирин: Я два с половиной года возглавлял крупнейшее издательство аудиокниг и могу сказать: перспективы не очень радужные. Существует специфика «потребления» аудиокниг. Где их слушают? В пробках, которые есть в крупных городах, и в поездках на отдых. Остальные форматы случайны и не системны. И более того, можно слушать книги малого формата, рассчитанные часа на два. А когда это может занять часов 12? «Война и Мир» — это, думаю, все 24 часа. Восприятие будет очень плохим. На радиостанциях есть правило, что сплошной текст может идти не больше двух минут — после этого слушатель начинает отвлекаться. Неспроста на радио часто работают в студии сразу два диджея, перебивают друг друга; это определенная технология.

К тому же производство аудиокниг дороже, чем издание бумажных. Много смежных прав. Так что и законодательная база, и система потребления не сделает из аудиокниги что-то большее, чем нишевый продукт. Да, она есть, ее слушают, но сказать, что она будет оказывать давление на книжный рынок, нельзя.

Хотелось бы возродить традицию, когда книгу читают коллективно, как в старые времена, сидя за чашкой чая. Когда студия «Союз» записала «Москва-Петушки» в исполнении Шнура, я послушал пару глав. А позже мне попалась запись Ерофеева, он сам читал произведение. И это было потрясающе, невозможно было оторваться.

И. Кирия: У меня так было с «Мастером и Маргаритой» в исполнении Смехова, и это было очень хорошо. Мне кажется, разные люди по-разному воспринимают. Многим хочется вечером, когда темно и они едут на машине домой, послушать приятный голос. В этом, кстати, успех «Эха Москвы» как разговорной станции. Но все равно это камерный продукт. И я сомневаюсь, что можно приучить к нему жителя малого города — там не бывает пробок.

― А вы сами какие книги читаете?

И. Кирия: Честно признаюсь, мне иногда не хватает времени, чтобы читать художественную литературу. У меня есть ридер, и я иногда им пользуюсь. Своим студентам многое рекомендую читать в электронном виде; это касается, как правило, профессиональной литературы, которой нет в бумажном виде. Но когда у меня есть бумажная версия книги, я предпочитаю читать именно ее.

В. Чичирин: Я работаю в издательстве, которое выпускает бумажные книги, но сам, наверное, почти год читаю только в электронном виде, мне это удобнее и комфортнее. Названия произведений, которые мне приходится читать, вам не скажут ничего, потому что эти книги еще не вышли. И все они — разные: и интеллектуальные, и книги попроще, которые называют легким чтивом (кстати, я не принимаю уничижительный смыл этого названия, но это уже тема для отдельного разговора).

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Ядерная политика должна способствовать сдерживанию, но не приводить к эскалации»

В агентстве ТАСС прошла презентация книги директора Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Сергея Авакянца, научного руководителя ИМВЭС НИУ ВШЭ Дмитрия Тренина и научного руководителя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова «От сдерживания к устрашению. Ядерное оружие, геополитика, коалиционная стратегия».

ИД ВШЭ принял участие в международной книжной ярмарке non/fiction

В начале апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fiction Весна». В ней приняли участие более 250 издательств, посетили ярмарку 42 266 человек. Издательский дом Высшей школы экономики — постоянный участник ярмарки, традиционно готовящий к ее началу книжные новинки.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Почему столь устойчивы ошибочные представления об удаче и таланте

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии» Роберта Фрэнка — одного из наиболее известных современных специалистов по поведенческой экономике. IQ.HSE публикует фрагмент из книги про роль удачи в успехе и «депрессивный реализм».

Евро как «легкомысленный эксперимент»

В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Ученые изучили, почему пожилые люди читают медленнее

Одно из самых очевидных изменений, происходящих с возрастом, — это то, что человек начинает многое делать медленнее. Как показано в многочисленных исследованиях, это распространяется и на языковые процессы. Даже неврологически здоровые люди с возрастом начинают медленнее говорить, вспоминать слова, читать. Но является ли это замедление неизбежным? На эти вопросы попытались ответить исследователи ВШЭ в статье «No Evidence for Strategic Nature of Age-related Slowing in Sentence Processing». 

Александр Архангельский стал одним из победителей «Большой книги»

Жюри национальной литературной премии «Большая книга» присудило второе место роману профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Александра Архангельского «Бюро проверки». Церемония награждения победителей премии прошла 4 декабря.

Нейролирика

В книжной серии журнала «Контекст» вышла первая книга стихов, созданных нейронной сетью. Сборник «Нейролирика» объединил тексты, написанные в стиле поэтов разных эпох, от античности в русском переводе до Серебряного века и современности. Автор эксперимента, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов, рассказал IQ.HSE, зачем нужна компьютерная поэзия, и как это работает.

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.