Бюджет страны: желания, перечеркнутые возможностями
В чем суть проведенных и запланированных на 2016 год бюджетных реформ и как Минфин России планирует повышать эффективность управления общественными финансами в России, рассказал на встрече со студентами НИУ ВШЭ заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. Встреча состоялась в рамках цикла «В диалоге с государством» при поддержке департамента государственного и муниципального управления.
Несправедливые обвинения
Эксперты и представители бизнеса часто обвиняют финансовое ведомство в «чрезмерной бережливости» по отношению к бюджетным расходам. Вместо того чтобы увеличивать инвестиции в экономику во времена высоких нефтяных цен и повышающихся доходов бюджета, Минфин России откладывал излишки в Резервный фонд на «черный день». Такая политика, по мнению критиков, противоречила целям и задачам экономического роста и привела к тому, что диверсификации так и не произошло.
По словам Лаврова, теперь стало понятно, что именно «неуступчивость» и жесткость Минфина России дала возможность максимально безболезненно встретить новый экономический кризис и оказаться в числе стран с минимальной долговой нагрузкой.
Поэтому «жесткую» линию поведения в отношении управления общественными финансами Минфин России намерен продолжить (и даже усилить) в будущем.
«Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы — основная предпосылка для инициирования и возможного успеха любых бюджетных реформ», — подчеркнул Лавров и добавил, что «бюджет — это желания, перечеркнутые возможностями».
Денег в обрез
Основная проблема российской бюджетной системы — зависимость от внешней конъюнктуры, в том числе от цен на нефть (половина доходов бюджета — поступления нефтегазовых доходов). Цикличный характер колебаний цен на энергоресурсы позволяют говорить о том, что период дешевой нефти завершится не скоро.
При этом Лавров подчеркнул опасность исчерпания Резервного фонда. «На начало 2017 года у нас останется чуть больше 1 трлн рублей. Этого хватит на полгода покрытия нынешнего объема дефицита бюджета», — сообщил он.
В связи с этим целью новых бюджетных реформ должна стать оптимальная децентрализация и переход от «мягких» к «жестким» бюджетным ограничениям.
Ответственность — губернаторам
Децентрализация подразумевает реформу межбюджетных отношений, в которой вместо разделения ресурсов происходит разграничение полномочий. Сегодня самостоятельность региональных и местных властей в части доходов и расходов бюджетов невелики. Собственные доходы составляют всего 10% доходов региональных и местных бюджетов. Отсутствие связи налогоплательщиков с бюджетом приводит к низкой эффективности расходования средств. 30% регионов уже превысили безопасный уровень долгов бюджета. По мнению Лаврова, надо увеличить долю региональных и местных налогов за счет налога на недвижимость, малый и средний бизнес. Возможно, даже передать на региональный уровень часть НДФЛ. Одновременно с повышением полномочий должна быть повышена ответственность региональных властей за управление бюджетом на местах, введены ограничения на дефициты и долги субнациональных бюджетов.
Так, например, дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% доходов без учета трансфертов, а его долг не может быть больше 100% доходов. «Наиболее проблемные регионы предлагается вообще лишить возможности привлечения новых займов», — подчеркнул Лавров. За несоблюдение закона мэры и губернаторы должны нести политическую ответственность.
Отделить зерна от плевел
Переход от «мягких» к «жестким» бюджетным ограничениям подразумевает установление нового бюджетного правила (определяющего максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть), повышение гибкости расходных статей и эффективности расходования средств (через жесткую привязку расходов к результатам).
«Нужно четко расставить приоритеты и установить долгий горизонт планирования, разделить расходные статьи на нормативно-правовые и договорные. Первые — обязательны к исполнению в любых условиях, вторые можно будет корректировать», — отметил Лавров.
Он также констатировал, что сегодня наблюдается дублирование госпрограмм, их реализация плохо контролируется, цели часто не совпадают с результатами, а иногда и сами по себе прописываются не четко.
Как подчеркнул Лавров, будущее экономическое развитие тесно связано с макроэкономической стабильностью, которую отстаивает Минфин России последние годы.
Екатерина Шохина
Лавров Алексей Михайлович
Заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе
Вам также может быть интересно:
Леонид Печатников: «Я никогда не готовился к карьере чиновника»
С лекцией в Высшей школе экономики выступил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, который рассказал, почему он согласился стать чиновником, как провел реформу здравоохранения и что происходит в Москве со смертностью. Встреча состоялась в рамках цикла «В диалоге с государством» при поддержке департамента государственного и муниципального управления.
Комягин Д.Л. Бюджетное право. М.: Норма, 2012
В учебный комплекс вошел написанный простым и понятным языком краткий курс лекций по бюджетному праву. Схемы, соответствующие данному курсу, облегчают понимание изложенного материала. Практикум по бюджетному праву помогает закрепить полученные знания. В конце книги расположен словарь терминов и основных понятий.