«Развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло»
29 октября в НИУ ВШЭ открылась XVI Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО) на тему «Высшее образование: между частным и общественным благом». Для участия в конференции зарегистрировались более 600 человек из 32 регионов России и семи зарубежных стран, поступило рекордное число заявок на выступления с докладами — 242, из которых было принято 88.
В приветственном слове заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова подчеркнула, что конференция проводится 16-й раз и каждый год на ней обсуждаются новые вызовы для системы образования и науки, темы для новых исследований.
Она напомнила, что рамки развития высшей школы определены указом президента №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и фундаментальное и прикладное образование, которое получают студенты в университетах, делает нашу страну сильнее во всех смыслах этого слова.
Заместитель министра поблагодарила ректорат Вышки за сохранение традиций конференции и пожелала ее участникам интересных дискуссий, инсайтов для новых открытий и новых диссертационных исследований. «Это необходимо для укрепления всей системы высшего образования», — добавила она.

Проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева также отметила важность традиции проведения конференции, подчеркнув, что миссия любого образования заключается не только в сохранении, но и в обновлении, наполнении традиций технологическими новациями. По ее оценке, такие площадки необходимы и для развития теории, и для практических изменений. «Очень важно, чтобы изменения опирались на научную базу и обсуждались в профессиональном сообществе», — подчеркнула Татьяна Васильева.
Она сообщила, что в программе конференции нашли отражение наиболее актуальные вопросы развития высшей школы, в том числе сохранение фундаментальности в условиях растущего спроса на прикладные навыки, соблюдение баланса между ценностной ориентацией молодежи и приобретением компетенций, повышение качества образования при сохранении социально-психологического благополучия студентов и т.д.
Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов отметил, что университет — это такое высокое место в любом обществе, где умеют коллективно думать на годы и десятилетия вперед, значительно опережая в своем мышлении другие институции. Особенность Института образования НИУ ВШЭ заключается в том, что он последовательно строит линию на доказательность в образовании, и именно этим сильна конференция ИВО. По его мнению, сейчас особенно важно поддерживать эту традицию и логику мышления.
«Университетское образование строилось под задачи формирования компетенций человека с целью вывести его на рынок труда с наибольшей эффективностью для него и для экономики. Сейчас к университету обращены в том числе другие запросы, и нам по большому счету предлагается научиться связывать человека с чем-то существенно большим, чем он сам, — со страной, семьей, культурой. Эти сферы образовательной деятельности сложно описать в нормативных документах предыдущих поколений, но очень важно осмыслять их в доказательной логике», — заявил Дмитрий Земцов.

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев рассказал об истории конференции ИВО, напомнив, что 16 лет назад было сложно набрать даже 30 докладов, поскольку сообщество исследователей высшего образования еще не сформировалось. «А сегодня мы можем позволить себе выбирать, и, мне кажется, это самая селективная конференция об исследованиях высшего образования в России, а может быть, и не только в России. Мы отобрали только треть докладов — самые интересные и значимые, позволяющие развернуть обсуждение политики в области высшего образования в доказательное русло», — сообщил Евгений Терентьев.
Он акцентировал внимание на том, что всякий раз организаторы конференции стремятся реагировать на внешние вызовы: например, в 2020 году обсуждалась работа высшей школы в условиях пандемии, а в 2022 году, на выходе из пандемии, возникла тема достижения образовательных результатов с акцентом на благополучие студентов. В 2025 году предложена тема развития высшего образования на стыке частного и общественного блага.
При этом есть корневые темы, пронизывающие конференцию год от года, и одной из них — социально-психологическому благополучию студентов — было посвящено первое пленарное заседание.
Его открыла Ольга Петрова, подчеркнув, что в российских университетах с 2022 года создается и развивается система психологического сопровождения студентов в ответ на запрос самих студентов, который стал своего рода нормой. При этом в Минобрнауки России думают о том, чтобы не просто обеспечить студентам доступ к консультациям психолога, но создать в университетах благоприятный социально-психологический климат.

Руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Чумакова представила результаты исследований, посвященных проблематике и поддержке психологического благополучия студентов. Один из выводов, на который участники заседания обратили внимание в ходе дальнейшего обсуждения, — что для внутренней мотивации студента к обучению комфорт образовательной среды необходим, но он не должен быть чрезмерным. «Слишком комфортная среда снижает мотивацию», — отметила Мария Чумакова.

Заместитель директора Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Ксения Вилкова представила результаты другого исследования, посвященного взаимосвязи благополучия студентов с их социальной интеграцией. Опросы, проводившиеся в шести вузах в течение трех лет, показали, что чем выше уровень вовлеченности студента в построение групповых контактов в университете, тем он счастливее. Важную роль играют вовлеченность во внеучебную деятельность, волонтерство и т.д.
Директор Центра социологии образования Томского госуниверситета Мария Абрамова, возглавляющая зеркальную лабораторию НИУ ВШЭ, рассказала об исследовании практик поддержания благополучия студентов. В основу исследования легли материалы сайтов и соцсетей 68 университетов, было выявлено более 350 инструментов поддержки. 86% интервенций проводятся на постоянной основе, психологическую помощь студентам предлагают 94% вузов. Дмитрий Земцов отметил, что политику обеспечения социального благополучия студентов необходимо сделать такой же естественной частью управления высшим образованием, как, например, развитие науки. «Надо помогать студентам лучше понимать себя и отличать состояния, требующие участия профессионала, от состояния, когда нужно просто выспаться», — считает он.
Проректор Вышки заявил о необходимости массовизации инструментов само- и взаимопомощи, представив онлайн-курсы, которые должны передать в молодежную среду легко воспроизводимые практики: «Учеба без стресса: как сохранить мотивацию и силы в учебном году», «Искусство заботы: как поддержать другого в сложной ситуации» и др. Он также рассказал о платформе самотестирования и самоподдержки социально-психологического благополучия студентов «Основа», которая пилотируется в десяти университетах.

После пленарного заседания с часовым докладом на тему «В поисках баланса: китайское образование между превосходством и справедливостью» выступил Жуй Янг, декан факультета образования Университета Гонконга.
Конференция ИВО продлится до 31 октября. Ежедневно будет проходить пленарное заседание (в частности, в третий день его планируется посвятить образованию на Дальнем Востоке), выступление ключевого спикера, после чего начинается работа секций параллельно на пяти площадках. Предусмотрены специальные мероприятия по обсуждению результатов совместных проектов НИУ ВШЭ с российскими и зарубежными университетами, хакатон исследователей высшего образования, круглый стол об эффективности эксплуатации имущественного комплекса университетов, встреча выпускников магистерской программы «Управление в высшем образовании» и многое другое.
Вам также может быть интересно:
ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив
Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.
В Вышке создан Институт робототехнических систем
Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.
Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида
Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.
НИУ ВШЭ стал лидером рейтинга вузов — участников программы «Приоритет-2030»
Министерство науки и высшего образования РФ опубликовало обновленный список участников программы «Приоритет-2030». Всего поддержку в этом году получат 106 университетов. Высшая школа экономики вошла в первую группу и возглавила рейтинг вузов.
Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.
«У нас возникают эффекты перелива идей от фундаментальных проектов к прикладным и — обратные»
Созданная 11 лет назад Международная лаборатория экономики нематериальных активов (МЛЭНА) дала старт созданию институционализированных научных подразделений в пермском кампусе Вышки. Компетенции сотрудников лаборатории по обработке и анализу данных позволили им сочетать фундаментальные исследования и прикладные проекты, в том числе по разработке моделей рисков и кибербезопасности для Сбера. О деятельности МЛЭНА «Вышке.Главное» рассказали заведующий лабораторией профессор Петр Паршаков и старший научный сотрудник профессор Мария Молодчик.
«Сегодня мы живем в эпохе “рутинной новизны”»
В НИУ ВШЭ продолжается реализация стратегического технологического проекта (СТП) «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования». Новостная служба «Вышка.Главное» рассказывает о том, как в систему прогнозирования вписываются культура и общественные ценности и как на них влияет искусственный интеллект.
Преподаватели Вышки награждены премией Yandex ML Prize 2025
Премия Yandex ML Prize вручается преподавателям и руководителям образовательных программ, благодаря которым в России развивается область искусственного интеллекта. В этом году лауреатами, отобранными из 300 соискателей, стали 10 человек, и среди них трое сотрудников факультета компьютерных наук (ФКН) Вышки. Также была вручена специальная награда «Зал славы» — за вклад в становление машинного обучения как образовательного направления. Одним из ее обладателей стал Дмитрий Ветров, профессор-исследователь ФКН ВШЭ.
Ученые ВШЭ показали, как с помощью МЭГ точнее картировать речь в мозге
Ученые из Центра языка и мозга ВШЭ показали, как точнее определять границы речевых зон в мозге. Для этого они использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ) вместе с заданием на завершение предложений, которое активирует речевые области и показывает их работу в реальном времени. Такой подход поможет врачам лучше планировать операции и повысит точность диагностики в тех случаях, когда фМРТ не является оптимальным методом. Исследование опубликовано в журнале European Journal of Neuroscience.
НИУ ВШЭ представил новый инструмент для оценки потенциальных рисков для территорий
В Высшей школе экономики прошла презентация доклада по финансовым решениям для климатической адаптации в России. Учитывая, что, по оценкам, каждый градус повышения среднегодовой температуры может привести к негативному эффекту в размере до 3 трлн рублей ежегодно, меры по адаптации сейчас необходимы, считают эксперты. На презентации ученые НИУ ВШЭ представили цифровой инструмент, который позволяет построить климатический риск-профиль территорий.


