• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интрига современного театра для будущих заядлых театралов

Как устроен современный театр? Курс "Театр как система: понятия и вещи" Ольги Рогинской, который она ведет в рамках факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ, показал, что студентам Вышки в этом очень интересно разобраться. Но многим из слушателей приходится пройти через ломку стереотипных представлений о театре. О том, как через культурный шок у студентов в ходе курса развивается вкус к театральному процессу, рассказывает Ольга Рогинская.

Как устроен современный театр? Курс "Театр как система: понятия и вещи" Ольги Рогинской, который она ведет в рамках факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ, показал, что студентам Вышки в этом очень интересно разобраться. Но многим из слушателей приходится пройти через ломку стереотипных представлений о театре. О том, как через культурный шок у студентов в ходе курса развивается вкус к театральному процессу, рассказывает Ольга Рогинская.

- Ольга Олеговна, расскажите, о своем курсе. Как возникла его идея? Как Вы его построили?

- Началось все с того, что я откликнулась на предложение студентов поговорить о театре и стала "строить" курс. О театре можно рассказывать по-разному. Но когда театром начинают интересоваться люди, которые не занимаются им профессионально, а являются потенциальными или реальными зрителями, то здесь правильнее сориентировать их в современном театральном пространстве, например, такого большого города, как Москва, попытаться показать, на какие спектакли и зачем можно ходить и что при этом получить. Конечно, интересна и рефлексия над сложившейся культурной практикой посещения театра как "выхода в свет", над такими составляющими театрального процесса, которые имеют непосредственное отношение к индустрии развлечений.

Курс трехчастный, представляет собой, с одной стороны, разговор о театре в историческом аспекте, с другой стороны, мы много говорим о теории - семиотике, антропологии театра, о театральных метафорах, которые проникли в повседневную жизнь. Третья же часть курса касается современного театрального пространства: мы говорим о том, что представляет собой современный театр, кто и что движет его вперед.

Курс трехгодичный, присоединяться к нему можно в любое время, он не предполагает, что начинать нужно раз в три года. Можно начать изучение театра с теории или с истории, а можно с того, чтобы сориентироваться и понять, "на что ходить, на что - не ходить".

- Вы ставите задачу привить интерес к театру или достаточно научиться анализировать театральные постановки? И как того и другого можно добиться в вузовской аудитории, а не в зрительном зале?

- Главное - чтобы интерес к театру был осознанным, важно уметь сделать выбор, причем не субъективно-случайный. У нас много теории, мы стараемся много читать о театре, осваивать язык разговора о театре. И мы много ходим на спектакли - это превратилось уже в устойчивую практику. Конечно, 50 человек повести в театр довольно сложно, но у нас уже возникли плотные контакты со многими театрами: нас знают, откликаются на наши просьбы помочь с посещением спектаклей. Мы ходим в театр , и мы обсуждаем спектакли. Студенты заранее получают специальные вопросы и задания, которые помогают им организовать свое зрительское восприятие. Накануне посещения спектаклей я на занятиях стараюсь задать некое проблемное поле.

Слежу, чтобы ни в чем не повторяться, потому что возникла "проблема", связанная с тем, что слушатели довольно быстро превращаются в заядлых театралов, и не хотят бросать регулярное посещение театра. Это совершенно особый интерес, нежели тот, когда ты периодически, случайно по большей части, попадаешь в театр и что-то видишь. Для меня важно привить именно такой интерес к театру, когда отдаешь себе отчет, кто режиссер спектакля, как эта работа соотносится с тем, что он сделал раньше, куда он дальше двигается. То есть отслеживать процесс - в этом для нас основная интрига и основной интерес. И я стараюсь помочь понять, каковы корни спектакля и в каком контексте он существует.

У каждого из слушателей курса, конечно, возникает своя история и свой сюжет приобщения к театру. И тут очень большую роль играет то, с каким опытом каждый из студентов приходит в театр. Я люблю разговаривать с ребятами-немосквичами об их театральном опыте - обычно в их родных городах один главный театр с совершенно определенным репертуаром. Люблю расспрашивать, как ребят водили в театр в школе - это тоже особая культурная практика. В общем, для моих студентов посещение театра часто оборачивается настоящим культурным шоком.

- Культурным шоком? В чем он заключается?

- Студенты поначалу настроены (в большей или меньшей степени) на то, чтобы воспринимать театр как место, где красиво, зрелищно. В самом деле, мы всерьез, со спорами каждый год обсуждаем вопрос о том, можно ли ходить в театр в джинсах. Этот вопрос задают мне, поскольку я хожу в театр в джинсах. То есть, это отношение к театру как к "выходу в свет", как к приобщению к "высокой аристократической культуре" очень глубоко укоренено. Поэтому в ситуацию культурного шока я ставлю ребят абсолютно сознательно. Театр, учитывая ритм жизни в большом городе, - это вполне часть повседневности, предполагающей, что нет границ между твоей профессиональной, учебной деятельностью и тем, как ты отдыхаешь, это - просто большой город и большая жизнь. Мне кажется, что здорово и правильно, когда ты с рюкзаком, сбежав на 10 минут раньше с последней пары, бежишь в театр, а после - еще куда-то обсуждать это или еще что-то слушать или смотреть. На театр как часть повседневности я ориентирую ребят.

Когда сталкиваешься с чем-то непонятным, к чему ты не готов - возникает соблазн уйти, предварительно дав увиденному быструю и однозначную оценку. Моя задача - задержать, оставить один на один с увиденным, научить ловить некий интеллектуальный драйв в процессе попыток разобраться. В общем, интересно не там, где все ясно и однозначно. Конечно, я, со своей стороны, гарантирую приобщение к продукту качественному, непретенциозному - иначе познавательные усилия могут оказаться несоразмерны самому объекту.

Приведу пример. В этом году мы со студентами сходили на три разных спектакля, которые объединяет общая система транслируемых ценностей: идеал частной жизни, дружбы, товарищества и любви. Посмотрели зрелищный, понятный "спектакль большой формы" с сентиментальным сюжетом - "Три товарища" по Ремарку в "Современнике". Одновременно сходили на два более камерных спектакля, совсем иначе сделанных - на "Рассказ о семи повешенных" в "Табакерку" (это спектакль Миндаугаса Карбаускиса) и на "Мальчиков" в Студию театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Мне казалось, что разница в восприятии должна была быть. И она была. И выбор был сделан в пользу разных спектаклей. Многие выбрали Ремарка, выходили со спектакля со слезами на глазах. Так вот, эти слезы я не утираю. Это тоже данность, и в этом нет ничего плохого, это выбор. Для меня самое главное, чтобы этот выбор был сделан, может быть, это не тот выбор, которого бы мне хотелось, но важно, чтобы он был сознательным.

- А с исторической и антропологической точек зрения, сегодня российский театр - это что?

- Очень большая часть того, что сегодня предлагается в российском театре, - это то, что имеет непосредственное отношение к сфере развлечений, массового досуга. Если относиться к себе всерьез и с уважением, в такой театр ходить не стоит.

Есть театр качественный и традиционный. Театр "Мастерская Петра Фоменко", к примеру. Где-то на границе с театром поисковым, но все же скорее тоже в этой страте - Сергей Женовач и его театр, тот же Карбаускис. Это хороший театр для многих. Может быть чуть более благопристойный, благообразный, чем хотелось бы. Лично меня такой театр успокаивает, примиряет с действительностью, мне в нем не хватает интеллектуального драйва и политического темперамента.

Есть штучный товар. Умный и скрупулезно сделанный театр. Такого в России мало. Для меня это Дмитрий Крымов, Андрей Могучий. Тоска по такому театру немного избывается благодаря фестивалям. Вот Новый Рижский театр под руководством Алвиса Херманиса в апреле привез свои спектакли - это большое событие.

- Как делать выбор "своего театра" правильно, на чем нужно основываться, на что обращаться внимание?

- Для меня важно, если делается выбор в пользу традиционного театра, чтобы он делался, по большей части, с точки зрения вкуса. Механизмы защиты от театра, построенного на бенефисности, на эстрадности, обретаются, если ты видишь качественно сделанный спектакль.

Реальная же театральная жизнь базируется на эксперименте. Это уже особый интерес, почти исследовательский. Тут своя интрига. Тогда нужно в ту же "Школу драматического искусства" идти, в Центр им. Вс. Мейерхольда. Я считаю, что не знать, кто такой, например, Дмитрий Крымов, просто нельзя.

Я стараюсь открыть для ребят фестивальное пространство, потому что оно показывает очень многое из того, чего нет сейчас в российском театре. И, кроме того, есть много интересных театральных работ, созданных в российской провинции. Можно как угодно относиться к театру Николая Коляды, но нужно знать, что есть прямая противоположность тем поискам, которые идут в Школе драматического искусства - театре, основанном Анатолием Васильевым. Как мне кажется, интересно смотреть и обсуждать работы художников, которые иногда интуитивно, иногда вполне рационально эту альтернативу выстраивают. Конечно, то, что называется театральным процессом, область поиска - это 10% всего, что вообще есть в театральном пространстве.

- Студенты, которые записываются к вам на курс, - какие они?

- Многие из тех, кто записался, отсеиваются, когда понимают, что мы по-другому ходим в театр, когда вдруг оказывается, что можно и нужно позволить себе посидеть на ступеньках или отстоять весь спектакль в проходе - просто потому, что иначе упустишь что-то важное и, скорее всего, неповторимое (и именно поэтому, кстати, в джинсах удобно ходить в театр). Соответственно, очень многие не хотят сидеть на ступеньках, не хотят ходить в театр не "за дорого", потому что интересен другой жизненный стандарт. И, когда я объясняю, как устроена политика приглашения зрителей в театр, политика продажи билетов, рассказываю, что можно и нужно за билет не переплачивать, что нужно знать и использовать систему студенческих скидок, входных приглашений, и так далее, обнаруживаются люди, которым это принципиально неинтересно. Такие отсеиваются сразу.

А остальные начинают "фанатеть" от того, что они были "на Коляде", куда их САМ режиссер пустил в последний момент, открыв двери театра для всех ожидающих на улице чуда. Потом им начинает хотеться разговаривать с актерами, с режиссерами - мы много ходим на мастер-классы. В то же время им становится ясно, что это не всегда правильно и не всегда нужно, по разным причинам - и этическим, и творческим. Что разговоры и темы бывают разные. Не всегда внятные и нужные.

И заканчивается это все тем, что курс выходит из границ, хотя он рассчитан на три года, и слушатели курса поддерживают между собой связь, я держу их в курсе театральных событий, и мы постоянно встречаемся - чаще в театре, чем в университете.

- А попробовать сыграть студентам не хочется?

- Слушатели все время мне задают вопрос "а не хотелось ли вам что-то сыграть или поставить"? Я думаю, если этот вопрос возникает, то он возникает изнутри, они и сами его себе задают.

В Вышке есть свой театр, и когда я начала читать этот курс несколько лет назад, то в первом наборе слушателей была целая группа ребят, которые имели отношение к этому театру. В этом театре принята определенная система тренингов, это театр в хорошем смысле слова традиционный. К тому же, там есть харизма режиссера, есть коллектив, есть "фанатизм", без которого театр невозможен. Эти ребята нуждаются в теоретической подпитке, им нужна рефлексия на тему того, что они делают. За этим и ходят ко мне на курс. Кстати, есть примеры поступления в театральный вуз после окончания Вышки, но, я думаю, что это не столько влияние моего курса, сколько пребывания в театре ВШЭ.

Ко мне часто подходят вышкинские студенты с просьбой проконсультировать - у многих курсовые и дипломы, которые они пишут на своих факультетах, касаются театральной проблематики. Выход на эту проблематику часто обусловлен их посещением факультатива. А по поводу сыграть... Посмотрим, что будет дальше, потому что я думаю о том, что, может быть, что-то мы и придумаем - у меня есть некий опыт режиссерской постановки.

Подготовили Сергей Степанищев, Татьяна Фомичева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Ссылки:

Вам также может быть интересно:

Многоуважаемый шкаф

30 января цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила доцент кафедры наук о культуре Ольга Рогинская, выступившая с лекцией «"Настоящая вещь" в современном театре: музей — барахолка — вещевой рынок» в Доме-музее М.Н. Ермоловой.