Студенты — клиенты или собратья по университетскому сообществу?
15 мая на семинаре Института развития образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Является ли университет общественным благом?» выступил председатель национальной комиссии ЮНЕСКО (Великобритания), заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Политическая экономия образования» Ноттингемского университета Джон Морган.
Джон Морган (John Morgan) |
Современные университеты — это отражение того, как за годы, даже столетия, изменилось понимание общественного блага. Являются ли современные университеты общественном благом? По словам Джона Моргана, этим вопросом задаются многие исследователи…
Право на выбор или социальная справедливость?
Согласно ранним либеральным воззрениям, например, Джона Стюарта Миля, под общественным благом понималось благо, которое даровалось всему обществу в целом, как например, национальная безопасность.
По мере того, как государства становились структурно все сложнее, а системы государственного регулирования трансформировались и разветвлялись, понятие общественного блага приобретало новые черты. Собственно, государственная политика могла считаться оправданной лишь постольку, поскольку она была направлена на создание общественного блага, например, на предоставление государственной помощи нуждающимся категориям населения или на удовлетворение запросов общества в получении всеобщего образования. Именно в этом русле росли и развивались университеты XIX-XX веков.
Но неолиберализм переделал понятие общественного блага на свой лад. С точки зрения неолибералов, государство более не способно дать обществу то, в чем оно нуждается. И частные инвестиции в то же образование куда более эффективны, чем государственные. Также неолибералы объявили моральное право личности иметь выбор. Альтернатива частного и государственного делает такой выбор возможным и оправданным. По сути, вместе экономическая эффективность и личностный выбор агрегируют общественное благо. Правда, неолиберализм «забывает» о таких понятиях, как равенство и социальная справедливость…
Итак, что же представляет собой современный университет? По словам Джона Моргана, современный университет вроде бы должен выполнять три основные социальные функции, внося свой вклад в человеческое и социальное развитие, в знания и обучение общества, а также в экономическое развитие и занятость населения.
Но на самом деле третья функция занимает неприлично большое место в деятельности университетов, «продавливая» остальные. В итоге мы идем к тому, что интеллектуальная, ценностная роль университетов в обществе, то, как ее понимали Ньюман и Гумбольдт, скоро канет в Лету. А это ставит вопрос о качестве вузовского образования и его релевантности вызовам времени.
«Как сказал один мой знакомый ректор университета, — поделился с коллегами Джон Морган, — в Великобритании боле 100 университетов. И столько же футбольных команд. Но только две из них играют в настоящий футбол…»
Инвестиции в будущее
Чтобы как-то спасти ситуацию с качеством образования, университеты ищут новые модели организации учебного процесса: кто-то переходит на дистанционные технологии, кто-то вводит нечто похожее на вечернее образование, кто-то говорит о создании камерных закрытых университетов.
Но университеты должны быть включены в общественную жизнь целиком и полностью, они не могут вновь стать закрытыми системами, как это было с Оксфордом несколько сотен лет назад, а иначе университеты перестанут производить общественное благо. При этом нужно иметь в виду, что создание блага для всего общества вовсе не означает предоставление одинакового образования для всех. Дело тут куда более тонкое: образование может быть разным, но его качество должно быть одинаково высоким для всех целевых групп.
Современная индустрия высшего образования зиждется на том, что оно способствует развитию человеческого капитала благодаря совершенствованию индивидуальных знаний и навыков. Это «развитие» является главным «даром» университета индивидам. Именно поэтому студенты тратят свое время и ресурсы. Они хотят личной выгоды от своих инвестиций в образование.
Интересно, что образование может рассматриваться одновременно и как инвестиция, и как предмет потребления: «Если я покупаю чашку чая, я просто плачу деньги за то, чтобы выпить ее. Если я покупаю образование, то инвестирую в свое будущее, но вместе с тем я буду потребителем услуги, предлагаемой университетами».
При этом общество, студенты и государство преследуют разные цели в поддержании существования университетов. Большинство студентов и их семей думают о получении образования исключительно с точки зрения дальнейших карьерных перспектив. Университетское образование должно сформировать в них определенный культурный и социальный капитал, что может быть дополнительным преимуществом при трудоустройстве.
Государство проводит образовательную политику, осуществляет меры регуляции жизни университетов, оказывает им финансовую поддержку. В ответ оно требует от университетов вклада в повышение производительности общества в целом, в увеличение дохода занятого населения за счет трансфера знаний, стимулирования технического развития страны через научные исследования, а также «производства» общественных ценностей и стабильности.
Общество ожидает, что университет будет двигать вперед студентов, своих граждан, свой город уже просто одним своим существованием. «К примеру, Ноттингем, где я сегодня работаю, когда-то был известен только тем, что там жил Робин Гуд. Сегодня Ноттингем знают по его университету», — заметил докладчик.
Красивые лозунги и суровая реальность
Ключевым индикатором качества современного университета является трудоустройство его выпускников, их место и роль на рынке труда, что говорит об «экономическом здоровье» университета и одновременно о его вкладе в общественное благо. В свою очередь, трудовой потенциал выпускников вузов связан с качеством обучения, качеством преподавательского состава, способностью университета проводить исследования и развиваться.
В 2009 году в Париже прошла всемирная конференция по высшему образованию. На ней было признано, что вклад университетов в развитие человечества невозможно переоценить: особенно сейчас, в период кризиса, образовательные системы государств необходимо развивать, чтобы как можно шире охватить образованием студентов из всех слоев общества.
Но это все лирика. А проза жизни в том, что под влиянием неолиберализма в мире, несмотря на красивые лозунги ООН, все пышнее расцветает клиентский подход к образованию. «В мое время студенты были членами университетского сообщества. Сегодняшние студенты — это клиенты», — отметил Джон Морган. А между клиентами и членами сообщества существует концептуальная разница. «Университетские люди» имеют не только права, но и почетные обязанности, их отношения строятся не на принципе купли-продажи, а на взаимном уважении…
«Одна из моих коллег намекнула, что у меня есть большая проблема. И заключается она в том, что я учу студентов и других профессоров заниматься тем, что им интересно… Парадоксальное высказывание? Отнюдь. Оказывается, я должен поощрять мое окружение заниматься лишь тем, что приносит университету прибыль», — рассказал Джон Морган. Не означает ли это постепенное вымирание фундаментальной науки и науки гуманитарной? Ведь они особой прибыли не дают…
Другое негативное следствие «клиентского подхода» — снижение качества образования. Многие работодатели жалуются, что им невыгодно нанимать выпускников вузов. «Один мой друг заявил, что предпочитает брать на работу людей постарше, а не вчерашних студентов, которые только и могут, что эссе писать, а с реальными проблемами не справляются», — привел пример докладчик.
В заключение своего выступления Джон Морган перечислил ряд вопросов, которые, по его мнению, стоит обсудить всему мировому университетскому сообществу.
Как нужно учить студентов, чтобы они и зарплату достойную получали, и обществу пользу приносили?
Как сбалансировать университетскую науку, чтобы она приносила «социальную прибыль», не подавляя любознательность и интересы исследователей?
Каковы последствия усиления взаимовлияния государственного и частного секторов образования?
Как университетам донести свои цели до людей, чтобы получить общественную поддержку и понимание?
Общественное благо?
По мнению профессора кафедры общего и стратегического менеджмента ВШЭ Надежды Титовой, поставленные докладчиком вопросы «нуждаются в принципиальном обновлении», поскольку поддерживают старые подходы к развитию университетов. Более ста лет назад Лондонское королевское научное общество обсуждало «насущный» вопрос: что будет при современном ему развитии промышленности через двадцать лет с лондонскими улицами? Их совсем покроют плотным слоем продукты жизнедеятельности гужевого транспорта? Сегодня наблюдается похожая ситуация: мир меняется, происходят быстрые технологические скачки, наблюдается огромный рост объемов информации. И это требует принципиально новых решений.
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Анна Смоленцева отметила, что тема семинара является, безусловно, важной: «Для меня наибольший интерес представляет опыт британских университетов и британского общества в противостоянии неолиберальным идеям. Ведь в Британии в отличие от континентальной Европы эти идеи особенно сильны. Тем не менее британское общество пытается сберечь свои ценности. Эта проблема актуальна и для нашей страны».
Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, заметил, что в России сегодня на каждые 10000 человек приходится более 220 бюджетных мест в университетах. А значит, едва ли не 70% школьников могут бесплатно учиться в вузе. И это объявляется как раз общественным благом: «Если обратиться к экономическому содержанию общественного блага — это фактически результат перераспределения бюджетных средств. Но вот что получается: скажем, ВШЭ, МГУ, МГИМО условно получают от государства 8000 долларов на обучение одного студента, а Ульяновский педагогический университет — 3500… То есть студенты, которым дано общественное благо, получили его весьма неравномерно. А если учесть, что в среднем зарплаты родителей студентов московских и ульяновских вузов значительно различаются, выходит так, что мы перераспределяем общественное благо в пользу привилегированного класса».
Так что же дают университеты обществу? Действительно ли общественное благо?
Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Смоленцева Анна Юрьевна
Титова Надежда Львовна
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Технологии искусственного интеллекта помогут реабилитации бездомных
Исследовательская группа Центра искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ под руководством Ивана Ямщикова разработала модель для прогнозирования успешности реабилитации бездомных. Модель с вероятностью около 80% предсказывает эффективность работы с клиентами организаций для бездомных. Проект представлен на конференции, посвященной деятельности социальных центров.
Российские ученые доказали, что профессиональные спортсмены эффективнее играют против бывших клубов
Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника. Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Behavioral and Experimental Economics, пригодятся тренерам, спортивным менеджерам и букмекерам.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»
10 декабря в Высшей школе бизнеса прошло масштабное мероприятие «Graduate School of Business Meetup: Добро пожаловать в ВШБ», объединившее преподавателей, студентов, выпускников бизнес-программ, представителей корпораций и всех интересующихся развитием бизнес-образования. На онлайн-сессиях GSB Meetup гости узнали, какие качества необходимы современному менеджеру, чем сегодня живет ВШБ Высшей школы экономики и что ждет ее в будущем.