• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Совместным командам студентов МИЭМ и ВШЭ легче продвигать инновации»

В мае в Судаке прошла XX международная студенческая школа-семинар «Новые информационные технологии», организованная МИЭМ ВШЭ. О школе-семинаре рассказывают члены оргкомитета, профессор кафедры «Вычислительные системы и сети» МИЭМ ВШЭ Сергей Митрофанов и начальник управления информации и международного сотрудничества в образовании МИЭМ ВШЭ Надежда Титкова.

— Расскажите, пожалуйста, об этой, уже двадцатой по счету, школе-семинаре.

Сергей Митрофанов: Школа проводится для поддержки творческой молодежи, студентов с большим научным потенциалом. На эти школы-семинары мы приглашаем ведущих ученых, и они рассказывают о современных тенденциях в сфере информационных технологий. Студенты привозят свои научные работы и инновационные проекты, презентуют их, смотрят, что делают их сверстники из других вузов. За двадцать лет на наших школах сделано 4760 докладов ребятами из 215 вузов страны, а 476 участников позднее стали кандидатами наук. Такому уровню эффективности аспирантуры позавидует любой вуз. Понятно, что когда мы приглашаем студентов, то отбираем лучших, но, тем не менее, эти цифры говорят о том, что школа «Новые информационные технологии» состоялась и полностью себя оправдала.

Надежда Титкова: Я бы еще добавила, что одна из наших целей — поддержка талантливой молодежи. Мы растим кадры и заботимся о том, чтобы студенты, участники школы-семинара, оставались в образовании и науке. И, похоже, у нас это получается. Те ребята, которые ранее приезжали на школу-семинар студентами или аспирантами, которые стали кандидатами наук, а некоторые и докторами, в настоящее время уже привозят на нашу школу своих воспитанников. К примеру, Анатолий Царегородцев приезжал к нам на школу студентом МГТУ имени Баумана, затем как аспирант Российского университета дружбы народов, а в настоящее время является доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. И сейчас он каждый год привозит команду своих учеников из 5-7 человек. Другой пример — Никита Куприков, в первый раз он участвовал в нашей школе-семинаре, еще будучи школьником, потом окончил МАИ, в настоящее время является аспирантом, собирает вокруг себя талантливых маишников и тоже привозит их на школу. И такие примеры не единичны. То есть уже сформировалась определенная среда, и это очень приятно.

— Чем двадцатая школа-семинар отличалась от предыдущих?

Надежда Титкова: Стоит, прежде всего, отметить широкое представительство: в этом году в школе-семинаре приняли участие ребята из 53 вузов и 27 городов. Это Москва и Норильск, Санкт-Петербург и Новосибирск, Орел и Тамбов, Астрахань и Владикавказ, Воронеж и Пенза, Казань и Ишим, Набережные Челны и Омск, Самара и Славянск-на-Кубани и так далее — очень широкая география. Отрадно, что почти все, кто получил приглашение, смогли приехать. Мы получили 192 заявки, из которых было отобрано 130.

Сергей Митрофанов: Действительно, уровень представительства в этом году был как никогда высоким. Меня приятно удивило, что многие приехали даже не за грантами на свои разработки, а за дипломами участников. То есть статус школы-семинара вырос настолько, что участие в нем считается престижным. Один парень из Тамбова так и сказал, что грант он получил раньше, а теперь приехал за грамотой.

Еще в этом году мы решили немного расширить рамки конкурса «У.М.Н.И.К.» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») и впервые презентовали не просто научно-исследовательские работы студентов, а опытно-конструкторские разработки. То есть речь идет о конкретных изделиях, аппаратах, сделанных студентами. В рамках этого проекта проходили соревнования роботов, а ребята из МАИ привезли беспилотники. Я считаю, что это интересное развитие школы-семинара. Мы думаем о более широком функциональном и организационном наполнении мероприятия. В этом вопросе, кстати, мы очень рассчитываем на помощь Высшей школы экономики.

— Где проходила школа-семинар, как была организована ее работа?

Надежда Титкова: Школа проходит в замечательном месте, в Крыму, в туристическом оздоровительном комплексе «Судак» в одноименном городе. Помимо того, что это живописное место у подножья горы, оно очень подходит для проведения конференций, летних школ и тому подобных мероприятий. Есть помещения, конференц-залы, как для пленарных, так и для секционных заседаний. Имеется возможность для одновременной работы от четырех и более секций, мастер-классов. Естественно, что есть и все необходимое презентационное оборудование. И все это на берегу Черного моря.

Сергей Митрофанов: Обычно день строится по следующему плану. После завтрака — пленарные доклады приглашенных специалистов, доклады делают ведущие ученые в той или иной области. После обеда со своими проектами выступают участники школы. После докладов им задают вопросы, рассказывают, на что нужно обратить внимание по каждому проекту индивидуально. То есть действительно идет учеба. Преподаватели, работающие в школе, имеют высочайшую квалификацию. Кстати, часто студенты говорят, что у себя в вузах не всегда могут рассчитывать на объективную оценку своих проектов. А здесь они это получают. Вечером проходят мастер-классы ведущих преподавателей и специалистов по направлениям. Если остается время, организуются развлечения: вечер знакомств в первый день, дискотеки, КВН и так далее. То есть студенты заняты все время, пока они находятся на школе-семинаре.

— Как проходит отбор участников школы и победителей, получающих гранты на реализацию проектов?

Надежда Титкова: Студенты присылают нам материалы, приглашенные эксперты их изучают и отбирают лучшие. А уже на самой школе-семинаре из числа участников происходит выбор победителей. Список победителей этого года опубликован. Сначала это своеобразный полуфинал, когда ребята защищают свои проекты на секциях. После устной презентации доклада и его обсуждения каждая секция выдвигает номинантов на финальный отбор Программы «У.М.Н.И.К.», организованной Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. А в финале Экспертный совет и представитель Фонда определяют победителей. Вся процедура прозрачна и открыта, студенты присутствуют при обсуждении.

В этом году на финальный отбор номинировалось 17 человек, восемь из которых получили гранты — по 200 тысяч рублей два года подряд.

Это ребята из Норильска, Санкт-Петербурга, Москвы (МИЭМ и МЭИ), Воронежа, Гусь-Хрустального и Орла. Отдельно я бы отметила новое в конкурсе, это совместный проект «Электронный туризм» студентов МИЭМ и ВШЭ Дмитрия Бутова и Дмитрия Быченко. Это как раз пример того, что объединение вузов может давать синергетический эффект.

— Какие научно-технические направления представлены на школе? Кто выступил в качестве преподавателей?

Надежда Титкова: Уже традиционно на наших школах работают секции: «Прикладные информационные технологии», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Интернет-технологии в науке, бизнесе и образовании», «Информационные технологии в экономике, бизнесе, здравоохранении, научно-техническом предпринимательстве и инновационной деятельности», «Компьютер в учебном процессе». Иногда специально под наших соорганизаторов мы создаем отдельные секции. В частности, секция «Информационные технологии в социальном, административно-территориальном управлении, городском хозяйстве, жилищно-коммунальном и строительном комплексах» была организована специально для Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Этот департамент давно помогает в организации школы-семинара и оказывает финансовую поддержку, за что огромное им спасибо.

А секция по информационной безопасности сформирована во многом еще для одного организатора — компании «Доктор Веб». Победителям в этой секции компания «Доктор Веб» выплачивала полугодовые стипендии — 10 тысяч рублей в месяц. Это студенты МИЭМ, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации и Пензенского филиала РГУИТП. Сейчас они меняют профиль взаимодействия со студентами, но по-прежнему нацелены на сотрудничество с нами.

Сергей Митрофанов: Школа разбита на несколько секций, которые работают параллельно. А для всех участников школы-семинара читают лекции и проводят мастер-классы ведущие специалисты и ученые. Мы отлично понимаем, что студенты, приезжающие из регионов, никогда и нигде не увидят и не услышат этих людей. Это ведущие профессора, авторы учебников В.В. Подбельский, В.Н. Афанасьев, Э.Ю. Сон.

— Какие возможности для проведения этой школы-семинара, для продолжения проектов дает объединение МИЭМ и ВШЭ?

Сергей Митрофанов: Мы ждем симбиоза, синергетического эффекта экономистов с технарями и формирования совместных команд. В этом случае на выходе появятся творческие коллективы. Это будет означать, что инновационная инфраструктура Вышки станет реальностью. Проблема Вышки в том, что в технической сфере пока практически нет новых проектов, нет технических идееносителей… Но зато прекрасное экономическое образование, знание рынка дает студентам ВШЭ возможность ориентироваться в таких вещах, как поиск инвестора, разработка маркетинговой стратегии и так далее. И я думаю, что пришло время перейти от поддержки отдельных инновационных проектов к созданию совместных команд и поддержки этих коллективов.

Очевидно, что совместным командам студентов МИЭМ и ВШЭ легче продвигать новые технологии. Хотя, еще раз подчеркну, на школу-семинар в Судак приезжают студенты не только из МИЭМ, со своими инновационными проектами здесь выступают представители множества вузов со всей страны. Туда же могут приехать студенты из Вышки, те, кто могут быть менеджерами, маркетологами, кто хочет продвигать инновационные проекты. В благоприятной психологической атмосфере все они смогут легко познакомиться и договориться о совместной работе. При существующих технологиях вполне возможна ситуация, когда команда будет работать дистанционно: идееноситель — в Норильске, а тот, кто продвигает проект, — в Москве.

Таким командам вполне под силу получать поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. После конкурса Программы «У.М.Н.И.К.» можно участвовать в программе Фонда «СТАРТ», а там уже другой уровень финансирования, размер гранта — один миллион рублей. Можно «раскрутить» совершенно новую и интересную технологию создания венчурных команд, инновационных фирм.

Надежда Титкова: Для большей эффективности можно организовать знакомство с проектами еще до начала школы-семинара. Студенты обязательно найдут что-то интересное для себя и сделают выбор заранее. А во время работы школы уже приступят к реализации проекта. Так что перспектив взаимодействия в условиях объединенного университета действительно много.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.