Йена для социологов
19 декабря подписан меморандум о сотрудничестве между Высшей школой экономики и университетом г. Йена, ФРГ. Он заключен в интересах факультета социальных наук Йенского университета и факультета социологии ГУ-ВШЭ. О сотрудничестве двух университетов рассказал декан факультета социологии Александр Чепуренко.
— Йена — маленький провинциальный город на юго-востоке Германии. Чем интересен университет Йены для Вышки?
— Во-первых, в силу историко-политических особенностей развития Германии там слово "провинция" не воспринимается как синоним отсталости, "косности". В частости, этот университет имеет большие традиции в области социально-гуманитарного образования. Здесь когда-то Гегель написал свою знаменитую "Йенскую реальную философию". Позднее именно в этот университет направил свою диссертацию для получения ученой степени Карл Маркс.
Во-вторых, на факультете социальных наук Йены работают довольно сильные социологи-"трудовики", да и в целом экономическая социология неплохо представлена. И уже на протяжении ряда лет ученые из Йены ведут исследовательские проекты совместно с Центром трудовых исследований ГУ-ВШЭ. Так что мы не понаслышке знаем друг о друге.
В-третьих, там же, в Йене, размещается Институт экономических исследований Общества Макса Планка, возглавляет его один из крупнейших в мире специалистов в области изучения предпринимательства профессор Дэвид Одрич. Институт имеет совместную с университетом аспирантуру, которая построена на принципах коллективного руководства группой аспирантов несколькими ведущими исследователями, причем все аспиранты вовлечены в крупные международные исследовательские проекты. Эта аспирантура напоминает бизнес-инкубатор по "выращиванию" исследователей.
Переговоры как в университете, так и в Институте Макса Планка дают основания надеяться, что те студенты Вышки, которых из знаменитой триады "будущие миллионеры — будущие министры — будущие профессора" привлекает именно последнее, смогут получить возможность после успешного завершения магистратуры готовить свою Ph.D именно здесь.
— О каких формах сотрудничества достигнута договоренность?
— В меморандуме говорится о возможностях студенческого обмена на уровне бакалавриата и — в перспективе — магистратуры (в Йене, как и во многих других немецких университетах, процесс перехода к системе "бакалавриат — магистратура" только начался, две магистерские программы откроются в 2009 г.). Конечно, заложена возможность для краткосрочных обменов преподавателями, проведения совместных исследований и научных конференций.
— Какие проблемы могут возникнуть в процессе развития сотрудничества?
— Основных проблем, на мой взгляд, две. Первая из них — языковая: пока наши коллеги предлагают всего два курса на английском языке, остальные читаются на немецком. Разумеется, писать контрольные работы можно по-английски, как и общаться с профессорами в рамках консультационых часов, но для успешного освоения минимально необходимого числа курсов в университете Йены необходимо все-таки уверенное знание немецкого языка. У нас же англоязычные курсы в следующем учебном году в достаточном количестве появятся, но предлагать мы их будем студентам магистратуры (их у наших партнеров пока нет).
Вторая проблема более серьезная. Это различие в мотивации студентов и целях образования. Наши студенты ориентированы на прикладные знания и быстрый успех в коммерческом секторе (маркетинговые исследования, консалтинг, связи с общественностью), большинство из них без энтузиазма относятся к "теории", которая не дает успеха "здесь и сейчас", но полезность которой может проявиться через годы после завершения обучения. Между тем немецкая высшая школа следует традициям Гумбольдтовского университета — там стремятся формировать в первую очередь именно широту кругозора, основанную на фундаментальном знании, а потому достаточное число курсов посвящено, казалось бы, абстрактным рассуждениям о сущности современного общества, основных тенденциях его развития, новейших теориях, объясняющих социетальную динамику. Вот и одна из новых магистерских программ там будет называться "Диагностика времени" (то есть эпохи).
— Каким же образом вы думаете решать эти проблемы?
— В том, что касается языка, в среднесрочной перспективе мы видим следующие возможности. Во-первых, сам факт наличия теперь уже двух партнерских университетов в Германии, как и регулярно проводимые шестинедельные практики в ГФК Нюрнберг и Вена, приведет к тому, что наши студенты будут более целенаправленно изучать немецкий язык.
Во-вторых, мы собираемся провести анализ эффективности нынешней практики преподавания немецкого и французского как вторых языков — думаю, мы найдем пути повысить ее эффективность либо изыщем альтернативные возможности для того, чтобы у нас на каждом курсе имелась достаточная по численности и мотивированная на обучение в университетах Германии и Франции группа студентов.
В-третьих, этому должно способствовать установление контактов на уровне довузовской подготовки со спецшколами с преподаванием немецкого и французского языков в Москве.
Что же касается мотивации, скажу так: в последние годы на факультете появился (пока еще тоненький) ручеек студентов, которые ориентируются на академическую карьеру. Этому способствуют многие обстоятельства — в частности, создание более привлекательных возможностей для молодых преподавателей и научных сотрдуников в Вышке (гранты, кадровый резерв и т.п.), да и сама атмосфера интенсивного научного поиска. Наши институты, лаборатории ведут пилотные исследования, участвуют в международном сотрудничестве, и когда есть возможность поучаствовать в этой деятельности уже на студенческой скамье, это для многих становится аргументом в пользу соответствующего выбора. Совсем скоро у нас появятся свои "истории успеха" в исследовательской деятельности. Собственно, они уже есть — например, заведующая лабораторией "Институциональный анализ экономических реформ" Мария Юдкевич.
Так что, уверен, возрастет и интерес со стороны студентов к обучению за рубежом — ведь ни одному университету не под силу вести преподавание с учетом новейших достижений всех направлений развития современной социологии.
— Что же делать студентам, которые уже сегодня хотели бы поехать в Йену учиться?
— Внимательно ознакомиться с информацией, которая размещена на сайте самого Йенского университета. И обращаться в деканат с более конкретными вопросами. До 31 марта мы должны провести отбор студентов 2 и 3 курсов, желающих поехать в Йену на зимний семестр 2008—09 учебного года. Так что в ближашее время на доске объявлений и на сайте факультета будет вывешена дополнительная информация и условия отбора.
Вам также может быть интересно:
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.
НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве
Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.
Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома
Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.
«Хорошим германо-российским отношениям нет альтернативы»
17 января посол Германии в России Рюдигер фон Фрич выступил в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему «Россия, Германия, Европа — как дальше?». Новостная служба Вышки приводит некоторые тезисы его выступления.
«Для Германии нет альтернативы хорошим отношениям с Россией на основе взаимопонимания»
Первого декабря в Высшей школе экономики состоялась встреча студентов и преподавателей с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигером фон Фричем.
«Имя университета — это вы все»
2 июня ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов встретился в Берлине с выпускниками университета, живущими в Германии, а также со студентами и аспирантами, продолжающими сейчас обучение в университете Гумбольдта. На встрече обсуждали развитие Высшей школы экономики, разницу в подходах к организации учебного процесса в университетах России и Германии, оценивали перспективу переноса некоторых западных практик в российские реалии.
15 школ Северо-Кавказского федерального округа станут партнерами Вышки
19-20 мая во Владикавказе проректор ВШЭ Вячеслав Башев и руководитель дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг провели переговоры о сотрудничестве с руководством Республики Северной Осетии — Алании и с директорами школ Северо-Кавказского федерального округа.
Германия: новая ответственность и старые опасения
В Высшей школе экономики с лекцией «Берлин и Москва в новой Евразии. Субъективные впечатления от современной германской политики» выступил известный политолог, журналист-международник, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Федор Лукьянов.
Немецких студентов учат работать в российских условиях
С 30 марта по 3 апреля 50 немецких студентов приняли участие в очной сессии программы «Бизнес в России», проводимой ВШЭ совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) и Российско-германской внешнеторговой палатой с 2012 года. В рамках этой программы студенты проходят шестимесячную стажировку в представительствах немецких компаний в России и готовят групповые проекты.
Россия и Германия: как не сжечь мосты
Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели в университете традиционный совместный круглый стол — на этот раз поводом для встречи стал выход русского издания книги Ганса-Дитриха Геншера и Кристиана Линднера «Наводить мосты: два поколения, одна страсть».