О победителях олимпиад и о вузах с признаками неэффективности
25 декабря на пресс-конференции в РИА Новости генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представили рейтинг российских вузов в соответствии с предпочтениями абитуриентов — победителей школьных олимпиад в 2012 году и ответили на вопросы журналистов об оценке качества работы вузов.
Ярослав Кузьминов |
Позиции Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ВШЭ (1 и 2 место) традиционно не меняются — они набирают много студентов и активно участвуют в организации олимпиадного движения. В топ-10 вошли Московский физико-технический институт (он переместился с 7 на 3 место) и Московский государственный институт международных отношений МИД России. Это небольшие вузы, но победителей олимпиад там много, а в рейтинге учитываются абсолютные показатели (количество поступивших по результатам олимпиад Российского союза ректоров и Всероссийской олимпиады школьников, которую проводит Минобрнауки России). Так что, по мнению Ольги Кашириной, размер вуза вовсе не определяет качество его работы, и при оптимизации сети вузов во главу угла необязательно ставить укрупнение.
В топ-20 рейтинга появились новые университеты — Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Российская академия народного хозяйства и госслужбы. Есть явная тенденция роста числа вузов, впервые принявших большую долю победителей олимпиад, за пределами топ-20. Раньше можно было выделить 45 таких вузов, а теперь — 70-100, что, как считает Ярослав Кузьминов, свидетельствует о восстановлении доверия абитуриентов к более широкой группе вузов и вообще о возрождении российской высшей школы.
Но главная тенденция, выявленная рейтингом этого года, заключается в том, что все больше победителей олимпиад поступает в региональные вузы, в том числе небольшие по общероссийским меркам, не входящие в число ведущих университетов. Это стремление опять же свидетельствует о доверии к таким вузам, как, например, Алтайский государственный университет, малоизвестные вузы Томской области, для которых привлечение победителей олимпиад становится частью академической политики. В рейтинге немало региональных вузов, которые не проводят олимпиады (ни своими силами, ни в составе консорциумов), но школьники, победив на интеллектуальных состязаниях в столицах, предпочитают поступать туда.
В целом количество победителей олимпиад возросло в вузах Дальневосточного, Южного и Сибирского федеральных округов. «Наметилась тенденция оттока талантов в провинцию», — заявила Ольга Каширина, объяснив это личными устремлениями школьников и их родителей, маркетинговыми стратегиями вузов, социально-экономической политикой и инфраструктурными проектами в регионах — например, саммитом АТЭС (Дальний Восток продемонстрировал наибольшую динамику в привлечении победителей олимпиад) и предстоящей олимпиадой в Сочи.
Тенденция возвращения сильных абитуриентов в региональные вузы важна для экономики страны. В недавнем послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что нужно обеспечить особую поддержку тем региональным вузам, которые связаны с конкретными производствами — машиностроением, авиацией, транспортом, текстильной промышленностью и прочими. Ведь в той степени, в которой удастся вернуть в региональные технологические вузы наиболее сильных абитуриентов, а затем привести их выпускников на производство, зависят темпы экономического восстановления России, ее полномасштабное участие в технических революциях. Из технических вузов Москвы и Питера в регионы давно никто не возвращается, а развитие таких вузов на местах с помощью государства и бизнеса изменило бы ситуацию с кадрами.
Ярослав Кузьминов обратил внимание, что в топ-20 вошли два вуза — Московский педагогический государственный университет (20 место) и Российский государственный гуманитарный университет (10 место). У них по итогам недавнего мониторинга Минобрнауки были обнаружены признаки неэффективности (в случае с РГГУ это связано с недостатком учебных площадей). В очередной раз он напомнил, что выбранные 5 показателей, по которым оценивалась деятельность вузов, не полностью показывают картину эффективности или неэффективности — изначально речь шла о 50 показателях, так что в целом ряде случаев «нужно более внимательно относиться выводам, которые мы делаем на основе мониторинга». При том, что само министерство достаточно корректно представляло его результаты, подчеркивая, что речь идет о вузах с признаками неэффективности, а неэффективными их для пущей убедительности стали называть журналисты.
Тему вузов с признаками неэффективности, особенно актуальную в связи с последними событиями в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ), участники пресс-конференции обсудили очень подробно. Так, Ярославу Кузьминову задали вопрос, выгодно ли успешным вузам присоединять к себе вузы проблемные, и он ответил, что скорее нет: министерство дополнительных денег не дает, а дотягивать студентов и заменять слабых преподавателей — дело хлопотное. Но слухи о том, что всех преподавателей уволят, а студентам предложат платить за учебу, — «сказки про белого бычка». Точно так же ректор ВШЭ развеял слухи о предстоящем присоединении каких бы то ни было вузов к Вышке.
Что касается ситуации в РГТЭУ, то причина недовольства студентов этого вуза связана с тем информационным вакуумом, в который они попали, — никаких разъяснений от Минобрнауки они не получили, к тому же страсти накаляло руководство вуза. За последние годы РГТЭУ стал самым слабым экономическим вузом центрального региона — мониторинги вузов по среднему баллу ЕГЭ и рейтинги предпочтений победителей олимпиад это подтверждают. В этом вина одного человека — ректора Сергея Бабурина, в прошлом известного политика. Организовав студенческие волнения и пригласив в вуз лидеров несистемной оппозиции, он появился на телеэкранах, напомнил о себе, и государство, разумеется, предприняло ответные действия. Сергей Бабурин был уволен, а РГТЭУ присоединен к Российскому экономическому университету имени Г.В. Плеханова.
Забастовка студентов РГТЭУ ничего общего не имеет с выступлениями студентов в Европе. Студенческие волнения во Франции в 1968 году, как рассказал ректор ВШЭ, начались с протестов против режима пользования общежитиями: девушек к юношам на ночь пускали, а юношей к девушкам — нет. После этого развернулись дискуссии о доступности высшего образования и социальных льготах студентов. Но, так или иначе, студенты, консолидируясь, заботились об условиях обучения и качестве дипломов. С тех пор во Франции несколько раз переформатировали государственные вузы, но ни одному студенческому лидеру не пришло в голову выступить против их объединения. В нашей же ситуации студентов используют в политических целях, которые к их интересам отношения не имеют.
По мнению Ярослава Кузьминова, судить об эффективности или неэффективности вуза можно по двум критериям, но их нет в мониторинге Минобрнауки, потому что такие данные еще никому не удавалось собрать.
Первый критерий — востребованность вуза на региональном рынке труда: есть места для выпускников на этом рынке или нет. И в этом смысле до половины выпускников московских и питерских вузов окажутся неэффективными, потому что для их выпускников в столицах нет работы по специальности.
Второй критерий — независимая оценка знаний выпускников. Минобрнауки и Рособрнадзор должны организовать в вузах независимые экзамены по нескольким базовым дисциплинам, стандартных для каждой специальности, но не для того, чтобы ранжировать вузы, а чтобы «отсечь хвост» — выявить вузы, где не дают достаточных компетенций, то есть просто обманывают студентов. Нужно срочно переходить на независимый формат выпускных экзаменов в бакалавриате и организовать всероссийский мониторинг карьеры и доходов выпускников вузов — против таких результатов будет сложно возражать, в противном же случае министерство будет «подставляться» с любым мониторингом.
А пока что Минобрнауки могло бы сделать публичным обсуждение деятельности вузов по 50 показателям — так, как это делают Российский союз ректоров, РИА Новости и ВШЭ в мониторингах качества приема в вузы по среднему баллу ЕГЭ и рейтингах предпочтений победителей олимпиад.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»
Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.
63445
человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.
Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих
Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.
Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию
Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.
Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»
С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.
В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике
Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.
В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике
Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»
100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».
224
учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.