Лето учебе не помеха
О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.
Лето — традиционно пора отпусков и каникул, когда и студенты, и взрослые настроены на отдых. Однако это относится далеко не ко всем. Некоторые настроены учиться даже в "мертвый" сезон, когда за окном жара и солнце. И это, конечно же, питомцы нашей Вышки.
О летней школе ГУ-ВШЭ рассказывает ее лектор, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яна Рощина.
Яна Михайловна, что представляет из себя эта летняя школа?
— Летняя школа представляет собой интенсивный курс обучения по теме "Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья" и проводится для студентов 2—4 курсов ГУ-ВШЭ и его региональных филиалов. Время работы — с 2 по 6 июля этого года, то есть полная рабочая неделя по 4 пары в день. Половину времени работы летней школы мы потратили на теорию — изучение экономических концепций поведения домохозяйств и возможностей их эмпирической оценки, половину — на работу в компьютерном классе с массивами статистических данных.
Кто организатор летней школы?
— Организаторами являются кафедра экономической социологии и Лаборатория экономико-социологических исследований, проводящие это мероприятие в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ. Занятия проводились в новом компьютерном классе в здании на Покровке.
Кто учится в летней школе?
— Школа предназначена для студентов, интересующихся вопросами статистического анализа социально-экономических данных и желающих пройти обучение по этой программе. Мы считаем, что методология академического исследования, и особенно постановка гипотез на основе теории и их тестирования на основе адекватных эконометрических методов очень важны в числе приобретаемых за годы обучения приемов и навыков в деле становления студента как профессионала своего дела, поэтому и уделили этому вопросу такое внимание.
В учебе в летней школе приняли участие 22 студента — 5 из Москвы и 17 из филиалов Вышки. Я думаю, можно было бы проводить подобную летнюю школу и для более широкого круга людей, но мы не имеем права распространять имеющиеся у нас данные из базы Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ, RLMS), на основе которых и проводятся занятия, за пределами Вышки.
Какие задачи ставит перед собой эта школа?
— Основная задача школы — научить студентов практическому использованию методов многомерного статистического анализа, в первую очередь регрессионного, для реализации исследовательских проектов. Кроме того, это знакомство с возможностями базы данных РМЭЗ и обучение навыкам работы с ней.
Эта цель распадается на 2 задачи, которые стояли перед нами.
Первая: рассмотреть возможные подходы к экономическому поведению домохозяйств, для чего используется построение моделей поведения в таких сферах, как рождаемость, заключение и расторжение браков, труд, здоровье и т.д. Таким образом, у нас идет моделирование поведения хозяйств и формирование эмпирических моделей на основе статистических данных.
Вторая задача — научиться грамотно использовать базу данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Мы успели рассмотреть основные статистические методы, позволяющие исследовать связи как между параметрами поведения, так и находить группы людей, которые ведут себя по-разному. Эти методы позволяют проверить, реализуется ли на практике то, что предсказывает теория. Например, что действительно существует связь между уровнем образования и заработной платой человека.
Что это за мониторинг — РМЭЗ?
— Еще с 1994 года по этой программе в России ежегодно тщательно обследуются социологами одни и те же семьи по самому широкому спектру вопросов. Около четырех тысяч семей участвуют в программе ежегодно — это очень хорошая репрезентативная выборка, в ходе которой собираются самые подробные статистические данные и о семье в целом, и о каждом ее члене в отдельности.
Нужно отметить, что хотя это ежегодное социологическое обследование — РМЭЗ — проводится непрерывно уже 13 лет, однако в прошлом, 2006 году из-за нехватки финансирования возникла угроза невозможности проведения такого очередного мониторинга. Тогда ГУ-ВШЭ принял участие в финансировании прошлогоднего обследования в рамках RLMS. Мы также участвовали в некоторой модификации используемого социологического инструментария (опросных анкет), получив в итоге прошлогоднего опроса новые интересные результаты.
Благодаря софинансированию этого проекта, мы имеем возможность, по соглашению с организатором мониторинга — исследовательским центром "Демоскоп" — бесплатного использования в академических целях базы данных RLMS студентами и сотрудниками. Хотя эта база используется для проведения занятий по курсу "Социально-экономическое поведение домохозяйств" для студентов-социологов 4-го курса уже 8 лет, однако с недавних пор база данных стала платной, что создало бы существенные трудности для нас в будущем, однако теперь эта проблема решена. Многие наши студенты используют эти данные при написании курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций. Данные используются также и для исследований, служащих основой для защиты кандидатских диссертаций. Однако я думаю, что использование этой базы могло бы быть гораздо шире. Некоторой проблемой может быть и неумение студентов грамотно работать с этими данными, преобразовывать переменные, строить модели. Особенно сложно это, мы полагаем, для студентов филиалов. Это и стало важным побудительным мотивом для организации нашей летней школы.
Каковы результаты проведения летней школы?
— Считаю, для студентов школа безусловно полезна. Из разговоров со студентами я поняла, что для них эта учеба оказалась важной и нужной. Мы учились 5 дней по 8 академических часов ежедневно и могу сказать, что все это время ребята с интересом и вниманием следили за объяснениями, выполняли практические задания. Хотя у всех был разный уровень подготовки, разные знания, но в целом мне было приятно и комфортно работать с ребятами. Главное — это их заинтересованность, даже, если хотите, азарт — научиться что-то делать с данными самому. Очень важно, когда ты что-то делаешь, и это получается, это стимулирует продолжать работу, вести свои исследования. Мне кажется также, что это прекрасный пример, когда ребят не ждали в конце никакие проверки и экзамены, но все они с интересом и даже энтузиазмом трудились — не за оценку, а для себя, для своей будущей работы. Если хотите, это пример того, что можно вести занятия, воспринимая студентов не как "материал" для проставления оценки, а как своих младших коллег. В этом случае результат гораздо выше. Так что мои впечатления самые позитивные, как от отдачи от школы, так и от общения с ребятами. Думаю, проведение таких летних школ было бы хорошей традицией, если бы была возможность их финансирования — в этом году мы получили возможность оплатить иногородним участникам проезд, проживание и питание за счет Инновационной образовательной программы.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.