Парадокс вирусного кризиса: в российской промышленности не наблюдается резкого роста безработицы
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ оценил состояние делового климата в российской промышленности в апреле 2020 года. Основной удар COVID-кризиса приняла на себя обрабатывающая промышленность, отмечается в обзоре. В то же время, аналитики констатируют, что, несмотря на резкое падение спроса на продукцию, ухудшение финансовой ситуации и снижение загрузки мощностей, безработица в промышленности в апреле резко не увеличилась и формально далека от критического уровня.
«После достаточно спокойных предпринимательских настроений руководителей крупных и средних промышленных предприятий в январе-феврале 2020 года и медленного скольжения вниз в марте, в апреле, в период масштабной атаки COVID-19 на территорию России и сопровождающих ограничительных мер, выраженных в том числе в "великом дистанцировании" людей, последовал резкий, почти вертикальный обвал предпринимательской уверенности относительно текущего состояния и перспектив развития деловой активности промышленных предприятий практически по всем экономическим показателям их деятельности. Подобного внезапного одномоментного в течение одного месяца "галопирующего" падения предпринимательского доверия не наблюдалось за все время проведения данных исследований, начиная с 1995 года», – говорится в информационно-аналитическом материале Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Центр конъюнктурных исследований представил исследование, характеризующее состояние делового климата в российской промышленности в апреле 2020 г. Полученные данные базируются на результатах опросов руководителей 4 тысяч крупных и средних промышленных предприятий из 82 субъектов Российской Федерации, которые в ежемесячном режиме проводятся Росстатом.
Исходя из мнений участников предпринимательского опроса, среди трех укрупненных видов промышленной деятельности основной удар приняла на себя самая инновационная, обладающая наиболее квалифицированными кадрами отрасль – обрабатывающая промышленность. В указанной отрасли главный результирующий композитный индикатор исследования – Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – после почти горизонтальной динамики, начиная с 2016 г., обрушился за один месяц сразу на 5 п. п. по сравнению с мартом текущего года и составил в апреле (-8%). Выявленное значение ИПУ в обрабатывающей промышленности сопоставимо с пиком автономной российской экономической рецессии 2015 – начала 2016 гг. (сентябрь 2015 г.), но значительно лучше, чем в эпицентре предыдущего мирового финансово-экономического кризиса конца 2008 – начала 2009 гг. (-18% в марте 2009 г.), констатируется в материале Центра конъюнктурных исследований.
В то же время отмечается, что крайне парадоксальная ситуация сложилась в апреле текущего года с оценками респондентов динамики численности занятых на промышленных предприятиях. «Казалось бы, при вертикальном падении спроса на производимую продукцию и соответствующем резком снижении объемов реализации продукции, заметном ухудшении финансовой ситуации, серьезном снижении загрузки мощностей и нарастающем высоком фоне пандемической и экономической напряженности предприниматели начнут в целях оптимизации вынужденных финансовых издержек сокращать численность занятых на своих предприятиях и уменьшать общий фонд оплаты труда. Это абсолютно логичная управленческая схема, соответствующая классическому экономическому поведению бизнеса в подобных ситуациях. Однако, исходя из мнений респондентов, резкого ухудшения на рынке промышленного труда не выявлено», – подчеркивают эксперты.
Объясняется этот парадокс двумя факторами. Во-первых, предприниматели мотивированы к сохранению высокого уровня занятости на своих предприятиях благодаря возможности получения помощи от государства в виде субсидированного кредитования на эти цели, отсрочек по налогам и других бонусов. Во-вторых, предприниматели наверняка уже начали применять свою традиционную тактику во время негативной экономической турбулентности. Они формально сохраняют рабочие места и, соответственно, людей, чтобы при наступлении лучших времен у них под рукой находились резервные трудовые ресурсы, которые тут же начнут восстанавливать их бизнес.
В результате, пока безработица в промышленности в апреле резко не увеличилась и формально далека от критического уровня, но в то же время оценочно появились признаки формирования скрытой безработицы.
Крайне негативная динамика выявлена по итогам апрельского опроса в отношении одного из двенадцати предложенных факторов, лимитирующих производственную деятельность российских промышленных предприятий из обрабатывающей отрасли.
По сравнению с мартом, за один месяц давление фактора «неопределенность экономической ситуации» возросло на 9% промышленных производств
В апреле на его лимитирующее воздействие сослались 50% участников опроса. По своему негативному давлению на бизнес фактор неопределенности практически сравнялся с традиционным лидером – «недостаточным спросом на продукцию предприятия внутри страны» (52%).
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович обращает также внимание на то, что ожидается существенное падение реальных доходов населения и соответствующее снижение покупательской способности населения. К падению доходов домашних хозяйств наверняка добавится смена потребительской модели поведения низко- и среднедоходного населения на «сберегательную оборону».
От этого, в первую очередь, пострадают многие подотрасли обрабатывающей промышленности, где конечным потребителем их продукции являются домашние хозяйства (производство одежды, обуви, электрооборудования, мебели, электроники, сложной и простой бытовой техники, автомобилей, стройматериалов и даже нефтепереработка в части производства бензина, а также пищевая промышленность и др.), отмечает он.
«Если потребление домашних хозяйств в результате долговременного и заметного падения их доходов значительно уменьшится, то возможно произойдут непредсказуемые изменения в отраслевой структуре промышленного производства, и не в пользу потребительских подотраслей, и даже в структуре занятости на рынке промышленного труда, нарушающие сложившееся сегодня относительное равновесие спроса и предложения. В результате возможных перечисленных пертурбаций ухудшится состояние делового климата не только на многих промышленных предприятиях, но и в отрасли в целом», – резюмирует он и заканчивает свой комментарий цитатой из «Гамлета» – «… Беды, когда идут, идут не в одиночку, а толпами…».