Эксперт Вышки: Александр Лукашенко едет в Москву за поддержкой, но интеграционный прорыв вряд ли случится
Президент Беларуси собирается с визитом Москву на фоне не утихающих уличных протестов в своей стране. О поисках выхода из белорусского кризиса и о том, каких результатов стоит ожидать от поездки Александра Лукашенко в Россию, в комментарии новостной службе портала рассуждает доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
На фоне непрекращающихся протестов Александр Лукашенко пытается опереться на Россию, сменив антироссийскую риторику на выражение братских чувств. Хотя он так и не посчитал нужным извиниться за фактический захват в заложники 32 граждан России, разграбление «Белгазпромбанка», натравливание Запада на Россию в ходе предвыборной кампании, охоту на 170 российских «боевиков», «перешедших российско-белорусскую границу и скрывающихся в белорусских лесах», высылку съемочной группы Первого канала и т.д.
Подготовка визита началась 1 сентября. В частности, российский МИД принял министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея, министр обороны Белоруссии Виктор Хренин участвовал во встрече министров стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 3 сентября в Минске провела переговоры российская правительственная делегация во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Стоит также отметить, что Минск возобновил оплату поставляемого «Газпромом» природного газа и высказал пожелание перенаправить свои нефтепродукты и калийные удобрения вместо литовской Клайпеды в российские порты.
В тоже время, президент Александр Лукашенко заявил, что он не намерен менять «многовекторный» характер внешней политики Белоруссии. Несмотря на это, причины поддержки российским руководством Александра Лукашенко очевидны. Кроме отсутствия альтернативного реального партнера для Кремля на белорусском политическом поле, решение Москвы в условиях кризиса сделать ставку на первого белорусского президента связано с рядом фундаментальных факторов. Россия опасается получить на своих западных границах «Украину-2», потерять вложенные в страну 133 млрд долларов, лишиться интеграционной «оболочки» – Союзного государства и выхода Беларуси из ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Понятно, что в этом случае по имиджу России на региональной и глобальной арене будет нанесен ощутимый удар.
Однако остается вопрос, как Александру Лукашенко конвертировать поддержку Москвы в устойчивость политического режима? Первая парадигма выхода из кризиса второй месяц обсуждается в белорусском и даже российском медиа пространстве и связана она с конституционной реформой
Речь идет фактически о многоходовке: конституционная реформа – выборы парламента – выборы президента. Вторая парадигма связана с российско-белорусской интеграцией.
Теоретически «конституционная формула» выполнима, но до сегодняшнего дня Александр Лукашенко реформу конституции так и не объявил, а ЦИК не назначил дату референдума. Есть еще ряд проблем. В частности, состав консультационных групп действующий президент собирается определять сам, он не отказался и от стремления закрепить в конституции механизм передачи власти по наследству. Наконец, референдум и выборы предполагается провести под руководством нынешнего состава Центризбиркома.
В свою очередь, протестующие (и в целом значительная часть белорусского общества) считают, что «конституционная формула» реалистична и выполнима только в том случае, если нынешний президент будет отстранен от власти. По конституции его должен заменить премьер-министр, которому можно было бы поручить выполнение конституционной реформы. При этих условиях выход из белорусского кризиса может быть мирный и легитимный. В противном случае Александр Лукашенко в очередной раз обманет и белорусский народ, и Россию.
Что касается интеграции, то стоит напомнить, что за 26 лет президентства Александра Лукашенко ее идеи подверглись естественной эрозии в белорусском обществе. Страна, население которой живет весьма скромно, а каждый четвертый работоспособный гражданин работает за рубежом, во многом разочаровалась в этом процессе.
Кроме того, в планах по выходу из белорусского кризиса обнаруживается противоречие. По первой парадигме – «конституционной формуле», если она выполняется, то Лукашенко уходит в отставку и, скорее всего, покидает республику. По «интеграционной парадигме» действующий белорусский президент, обеспечивая российско-белорусскую интеграцию, должен оставаться на посту главы белорусского государства как можно дольше, чтобы стимулировать и осуществлять этот процесс. Но тут возникает проблема – на реальную интеграцию Александр Лукашенко вряд ли пойдет, а второй раз имитировать ее ему будет сложно.
Возникает ощущение, что Александр Лукашенко попытается увязать между собой обе парадигмы – конституционную и интеграционную и, заручившись поддержкой Москвы, чтобы остаться у власти пожизненно. В этом случае в среднесрочной перспективе велик шанс для России получить в лице союзной Белоруссии вторую Украину.
Вряд ли какие-то важные документы для интеграционного прорыва будут подписаны во время предстоящего визита белорусского президента. Единственное, что скорее всего произойдет в ближайший четверг – Москва реструктурирует белорусскую задолженность в $600 млн, что вряд ли устроит Александра Лукашенко. Есть основания полагать, что он рассчитывает не только на возобновления всего объема дотаций и преференций со стороны российского бюджета (от $6 до 8 млрд.), но и на то, что Москва постарается убедить белорусов снова полюбить своего первого президента.