В Вышке создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей
Команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ придумала и стандартизировала уникальный инструмент для оценки речевого развития у детей 3–11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК — клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций. Приложение можно скачать в RuStore.
Приложение оценивает понимание и порождение речи на всех уровнях языка и учитывает множество лингвистических, психолингвистических и психометрических параметров, важных для создания таких инструментов. КОРАБЛИК был создан в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» по программе «Приоритет-2030».
В отечественной логопедической традиции сложилась практика проведения диагностики речевых нарушений у русскоязычных детей с помощью разнообразных речевых карт и других качественных методов. При этом качество оценки во многом зависит от мастерства и опыта логопеда, а полученные результаты диагностики трудно передаются другим специалистам, и их применение невозможно в рамках научных исследований. В общемировой же традиции принято использовать стандартизированные батареи диагностических тестов, поэтому дефицит подобного продукта в русскоязычной практике ощущался особенно остро.
Для решения этой проблемы и был создан КОРАБЛИК. Кроме научной выверенности, его характерной чертой является то, что он реализован как цифровой инструмент — планшетное приложение, доступное на платформе Android. Все задания предъявляются унифицированно, а результаты анализируются и выводятся автоматически. Ни для русского, ни для других языков мира такого комплексного цифрового решения для оценки речи у детей ранее не существовало.
КОРАБЛИК представляет собой 11 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание и порождение речи на всех основных языковых уровнях: звуков речи, слов, предложений и текста. Задания на понимание оцениваются автоматически, а ответы в заданиях на порождение речи записываются приложением. Затем в модуле анализа специалист может их прослушать и оценить. В конце диагностики полученные баллы сравниваются с нормативными интервалами. В случае выхода результата за пределы нормы в приложении показывается степень дефицита речевого развития конкретного протестированного ребенка.
Для повсеместного использования инструмента практиками требовалось собрать данные у типично развивающихся детей. Тест прошли около 500 детей с нормальным речевым развитием, и полученная информация легла в основу расчета допустимых нормативных интервалов. После этого понадобилась оценка валидности инструмента в группах детей с различными речевыми дефицитами, такими как общее недоразвитие речи или нарушения речи при расстройствах аутистического спектра. КОРАБЛИК показал диагностическую способность для идентификации речевого развития, отличающегося от типичного, в разных клинических популяциях.
Анастасия Лопухина
«Я проводила тест КОРАБЛИК в разных группах детей (это были и совсем маленькие дети 3–4 лет, и дошкольники, и младшие школьники) с типичным и нетипичным речевым развитием, — поделилась Анастасия Лопухина, одна из создателей приложения. — С точки зрения детей, КОРАБЛИК — это не тестирование, а игра на планшете, в которую они с интересом включаются. За увлекательной игрой скрыта серьезная научная начинка. Тест будет не только полезен для практиков, но и незаменим для ученых, поскольку позволяет измерить речь количественно».
Хотя КОРАБЛИК и дает возможность оценивать широкий спектр базовых речевых компетенций, в логопедической практике он будет не единственным подходом в диагностике.
«Появление такого теста на рынке даст возможность включить в диагностический протокол стандартизированные задания (например, оценку понимания слов или предложений), чего не было раньше. Несомненно, КОРАБЛИК — это веха. Надеюсь, он станет флагманом, за которым последуют другие стандартизированные речевые тесты», — добавила Анастасия Лопухина.
Приложение КОРАБЛИК является важным инструментом для практикующих логопедов, поскольку позволяет подойти к вопросу диагностики со стандартизированным методом и может облегчить процесс постановки диагноза. Его также целесообразно использовать в образовательных учреждениях, особенно в рубежных точках: например, для оценки соответствия речевого развития возрасту при поступлении в первый класс. Зарубежные коллеги-исследователи (в частности, из США и Бразилии) также неоднократно выражали интерес к приложению — для оценки состояния русского языка у детей из семей мигрантов из России.
КОРАБЛИК стал первым коммерческим приложением НИУ ВШЭ, размещенным на маркетплейсе программного обеспечения. Сейчас профессиональным пользователям на RuStore предлагается бесплатный недельный тестовый период, далее можно оформить подписку на 1, 3 или 12 месяцев стоимостью от 590 рублей в месяц и до 4990 рублей за один год использования.
Геннадий Пильнов
«На этом пилотном проекте специалисты нашего центра отработали все необходимые административные процедуры — от размещения и документального сопровождения до определения бизнес-модели продукта, стоимости подписок, подготовки лицензионного соглашения, — объясняет Геннадий Пильнов, заместитель директора Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ. — За этой работой стоят передовые исследования Центра языка и мозга, поддерживаемые российскими научными фондами, огромная работа по охране интеллектуальной собственности проекта и поиску оптимального способа получения доходов для университета. Все это реализуется при слаженном взаимодействии экспертов Центра правового сопровождения в сфере науки, интеллектуальной собственности и информации Дирекции по правовым вопросам, Дирекции по порталу и мобильным приложениям и Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий. В ближайшее время планируется масштабировать этот опыт во всех кампусах Вышки».
Ольга Драгой
«За элегантным удобным планшетным приложением стоит колоссальный труд: мы работали над созданием КОРАБЛИКа с 2015 года, — рассказала Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. — Еще до финализации продукта он обрел популярность: в последние годы мне регулярно пишут логопеды и педагоги из России и из-за рубежа, работающие там с русскоязычными детьми, с вопросом, когда же мы выпустим КОРАБЛИК в свободное плавание. Для нас это статусное событие: КОРАБЛИК станет первым созданным нами диагностическим тестом, который получит широкое распространение на практике. Для университета это тоже знаковый продукт: впервые мы пробуем коммерциализировать научный продукт как мобильное приложение в электронном магазине».
Вам также может быть интересно:
«Мы создаем медицину будущего»
Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.
Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем
Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые
Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.
В Вышке упростили разработку интеллектуальных сервисов
Ученые НИУ ВШЭ разработали MLOps-платформу, применение которой поможет внедрять эффективные и безопасные ИИ-решения во всех кампусах и подразделениях университета. В дальнейшем рассматривается возможность масштабирования инструмента на внешний рынок.
Заглянуть в будущее: как вышкинцы изучают меняющийся мир
Молодые ученые Вышки представили свои исследовательские проекты, ставшие победителями конкурса стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования». Они будут строить прогнозы финансовых показателей российских компаний и развития вторичных санкций, просчитывать размер инвестиций в системы теплоснабжения, изучать причины готовности населения к благотворительности, учиться применять новые методы форсайта, а также изучать возможности использования методов научной фантастики.