В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом
17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.
О том, что ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе не дают объективную картину качества школьного образования, в профессиональном сообществе говорится давно. Помимо этих экзаменов, нужны другие инструменты оценки качества — прежде всего такие, которые не являются для детей и учителей экзаменами с высокими ставками. Не должно быть заинтересованности любыми путями добиться максимальных результатов.
На основе таких исследований, по словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, можно выявить проблемные зоны образования по тому или иному предмету (какие темы дети усваивают, а какие нет), а также лучшие педагогические практики, которые могут быть распространены на другие регионы.
Не путать с ЕГЭ
Пилотное исследование оценки качества образования по математике было проведено в октябре прошлого года для учеников 5, 6 и 7 классов. Выборка была небольшой, но репрезентативной, на ее основе можно делать выводы для страны в целом и для групп регионов со схожими параметрами. В исследовании участвовали более 57 тысяч учеников из 500 школ 70 субъектов Федерации. Методику формирования выборки разрабатывала большая научная группа под руководством профессора Алексея Макарова — учитывались такие факторы, как экономическое развитие регионов, особенности населенных пунктов, результаты ЕГЭ по русскому и математике за последние несколько лет в школах, где проводится исследование.
Оценка работы конкретных учителей школ, органов управления образования в проекте не предусмотрена. Разработка заданий, их доставка в школы, проведение экзамена, обучение экспертов, проверка работ, конфиденциальность — все это организовано так же основательно, как в случае с ЕГЭ, разве что металлоискатели на входе в аудитории не ставили. Например, чтобы получить право проверять работы, эксперты должны научиться оценивать их максимально объективно, допускаются лишь незначительные погрешности, рассказал руководитель проекта «НИКО» Сергей Станченко.
Специалисты исходили из того, что в 5-7 классах большая часть математики, необходимой в повседневной жизни, пройдена, и школьники уже могут проявлять математические способности.
В ходе исследования изучалась мотивация детей при изучении математики, выявлялись системные проблемы математического образования, что особенно важно в основной школе — именно на этой ступени образования у детей снижается мотивация и ухудшаются результаты. Поскольку сейчас обсуждаются примерные программы общего образования под новые стандарты, в ходе исследования нужно было выработать рекомендации по формированию содержания математического образования в школе. Кроме того, результаты НИКО должны стать ориентирами для региональных органов управления по совершенствованию качества математического образования на местах.
НИКО планируется сделать регулярным — устраивать «срезы» знаний в разных параллелях по разным предметам. В этом году предстоят еще два исследования — по русскому языку и информатике.
Чего не хватает в школьной математике?
Анализ результатов НИКО по математике пока не завершен, однако некоторые выводы уже есть, рассказал директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. Специалисты исходили из того, что в 5-7 классах большая часть математики, необходимой в повседневной жизни, пройдена, и школьники уже могут проявлять математические способности. В этом возрасте дети должны уметь решать жизненные задачи, должен быть сформирован фундамент дальнейшей специализации для тех, чья будущая профессия связана с математикой.
Исследование показало, как дети решают задачи разных типов. Например, сложными оказываются задачи, где условия представляют собой длинные описания: если цифровую часть оставить такой же, а текст упростить, с задачей справится больше учеников. В числе самых сложных тем в 5-7 классах — отрицательные числа (если в примере убрать «минусы», количество детей, их решивших, резко возрастет), доли, дроби и проценты. Дети не умеют решать задачи на создание геометрических фигур, поскольку привыкли работать с уже существующими объектами.
НИКО подтвердило известное представление о том, что от 5-го к 7-му классу качество математической подготовки школьников ухудшается: с 25 до 50 процентов увеличивается число троек, то есть из инструмента управления качеством и решения проблем отметка превращается в ярлык. Простейшие геометрические задачи в 7-м классе решают хуже, чем в 6-м. Пробелов становится все больше, караван идет дальше, и часть детей не в состоянии наверстать упущенное. Таким образом, для этих детей в старших классах преподавание математики и других предметов, где необходимы знания математики, теряет смысл. Поэтому, считает Иван Ященко, если дети к уроку не готовы, нужно остановиться и потратить столько времени, сколько нужно для освоения материала. Но это вовсе не означает, что проблемы математического образования нужно решать с помощью увеличения количества — нужны изменения в содержании образования и образовательных технологиях.
Вот одна из задач НИКО по математике. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.
Эта задача проверяет чувство числа, умение оценивать величину — значения, предложенные в задаче, различаются на порядки. Ее не решили 13 процентов школьников.
Вам также может быть интересно:
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.