Российская креативная индустрия: потери и перспективы
Отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал первый выпуск научного дайджеста, темой которого стало «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».
Авторы дайджеста во главе с первым проректором НИУ ВШЭ, директором Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ Леонидом Гохбергом отмечают, что к креативным индустриям относятся сектора экономики, где значимая часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В них, в частности, включают архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание и рекламу.
В последние годы до пандемии креативные индустрии демонстрировали быстрый рост. В 2019 году они создавали 3% мирового ВВП и обеспечивали 1% мировой занятости. Их развитие позволяет использовать накопленный человеческий капитал, увеличивать экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать занятость.
В России в 2019 году валовая добавленная стоимость креативных индустрий составляла $104,6 млрд по паритету покупательной способности, или 2,4% ВВП
Россия существенно уступает странам — лидерам по этому показателю, в частности Италии, Великобритании и Австралии, где доля креативных индустрий в ВВП составляет 6,1, 5,8 и 5,7% ВВП соответственно. Тем не менее численность занятых в отечественной креативной экономике, к которым авторы относят не только занятых в соответствующих отраслях, но и представителей креативных профессий в других сферах экономики, выросла. В 2017-2019 годах этот показатель поднялся с 4,2 до 4,9 млн человек. Их доля в общей занятости за этот период увеличилась с 5,9 до 6,8%. Почти три четверти работников сосредоточены совокупно в таких сферах, как мода (30%), музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговая деятельность (28%), а также в издательской отрасли (15%). Наибольший рост добавленной стоимости в последние годы демонстрировали сектора IT, видеоигр и рекламы.
В собственно креативных отраслях в России работают около 2,7 млн человек, или 3,8% всех занятых. Это немного меньше, чем в Германии (4,1%), столько же, сколько в Австралии, больше, чем в Канаде (3,5%) и США (3,3%). Около 37% занятых в отечественной креативной индустрии приходится на три региона: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, в том числе 24,5% — на столицу.
По расчетам экспертов ИСИЭЗ, в 2017-2019 годах экспорт креативных товаров и услуг демонстрировал разнонаправленную динамику. Экспорт товаров вырос на 22,7%, до $1,76 млрд; экспорт услуг незначительно уменьшился — на 2,4%, до $7,2 млрд. В итоге стоимость экспорта отечественной креативной индустрии увеличилась на 1,6%, до $8,9 млрд. За это же время импорт креативных товаров и услуг вырос на 8,8%, до $16,1 млрд.
Михаил Гершман, один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ, пояснил, что Россия экспортирует в основном креативную продукцию низких переделов — книги, газетную бумагу, мебель, обои — и преимущественно в страны ближнего зарубежья. В импорте устойчиво доминируют мебель и игрушки. Ввоз последних обеспечивает почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами. Он подчеркнул, что у России есть большие возможности для импортозамещения в этом секторе.
По мнению Михаила Гершмана, низкие темпы роста отечественной креативной индустрии и ее экспорта в основном связаны с общей стагнацией и замедлением темпов экономического роста после кризиса 2014 года. Спад активности в реальном секторе вызвал снижение спроса на товары и услуги, которые относятся к креативным. Это в первую очередь услуги рекламы и инжиниринга, доминирующие в российском экспорте. В период 2015-2019 годов наблюдался постепенный подъем этих рынков, в том числе за счет роста их отдельных сегментов, например интернет-рекламы. Но уже в 2020 году пандемия нанесла заметный урон креативным индустриям во всем мире.
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Прежде всего пострадали организации, чей доход зависит от массовых мероприятий и количества проданных билетов: театры, концертные коллективы, кино, музеи. Вследствие общего снижения потребительского спроса в экономике также понесли потери реклама, мода, арт-рынок, издательское дело. По оценкам ЮНЕСКО, в 2020 году валовая добавленная стоимость культурных и креативных индустрий в мире снизилась на 750 млрд долларов по сравнению с 2019 годом, что соответствует примерно десятимиллионному сокращению рабочих мест в данном секторе. Масштаб потерь в разных странах варьируется (высокий ущерб для креативных индустрий, например, прогнозируется в Великобритании), но их общий размер может оказаться весьма велик.
Многие страны сейчас корректируют стратегии развития креативных индустрий, разрабатывают дополнительные меры их поддержки. Это в основном финансовая помощь малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям как наиболее пострадавшим в пандемию. Например, отмена налогов, повышение доступа к льготным кредитам.
Михаил Гершман обратил внимание на то, что в России политика в отношении креативных индустрий и креативного предпринимательства только формируется. В частности, в рамках фронтальной стратегии правительства разработан проект «Придумано в России», предусматривающий введение ряда новых мер поддержки на период до 2030 года. Также на подходе утверждение Концепции развития творческих (креативных) индустрий и специального законопроекта, направленного на поддержку креативного предпринимательства в нашей стране.
В России, по его словам, пока не появилось надежных статистических оценок влияния пандемии на креативные отрасли. «Интуитивно мне кажется, что наш творческий сектор пострадал несколько меньше, чем, например, в Европе или США, поскольку многие креативные индустрии (в основном отрасли культуры) в России исторически поддерживаются государством. IT-сектор — одна из наиболее крупных по масштабам креативных индустрий — в 2020 году даже продолжил свой рост в отдельных сегментах», — отметил эксперт.
ИСИЭЗ намерен в ближайшие месяцы продолжить исследования о влиянии пандемии на креативную индустрию, в ходе них ученые смогут более точно изучить ее последствия. «Мы опубликуем новые результаты наших работ, которые мы проводим в рамках научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», — резюмировал Михаил Гершман.
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (ncmu.hse.ru) был создан в 2020 году в рамках Национального проекта «Наука» как консорциум, в который вошли НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Вам также может быть интересно:
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Секрет креативности: что нужно для развития индустрии
Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Консорциум как фундамент для науки: в НИУ ВШЭ прошла выставка проектов НЦМУ
3 октября в центральном атриуме корпуса Вышки на Покровке состоялась торжественная церемония открытия выставки «Потенциал человека — просто о главном» Научного цента мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ). Центр является сетевой научной структурой и создан НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России, РАНХиГС и ИЭА РАН, которые являются национальными лидерами в исследованиях человека. Гости смогли посетить 19 стендов, представляющих передовые научные проекты центра, а руководители каждого из них презентовали результаты своей работы.
Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС
19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.
НЦМУ запустил цифровые витрины исследовательских проектов
На сайте научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заработал новый раздел «Цифровые витрины». В открытом доступе представлены и описаны ключевые исследовательские проекты НЦМУ и их результаты.
Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае
Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».
«Наш центр — большой межподразделенческий проект»
На апрельском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ подвели итоги работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в 2020–2023 годах и представили планы на будущее. С презентацией выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова. Она, в частности, рассказала, что в работе центра участвуют 25 подразделений Вышки, свыше 2 тысяч молодых исследователей и студентов прошли в нем обучение. Роспатентом зарегистрировано 22 результата интеллектуальной деятельности (РИД), подготовлено 28 образовательных продуктов.
Молодые ученые НЦМУ развивают модель «человека эффективного»
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел круглый стол «Инновационные направления исследований человеческого потенциала: от разработки научной идеи к ее претворению в жизнь». Молодые ученые центра поделились результатами своих научных проектов по проблемам развития человеческого потенциала. Ольга Дергунова, заместитель Президента — Председателя правления Банка ВТБ, Председатель Международного наблюдательного совета центра, отметила особую перспективность исследований для бизнес-сообщества.
«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»
Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.
CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра
17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.