Летняя школа в Салониках для будущих бизнес-аналитиков
До 15 марта можно подать заявку на участие в 3-й международной летней школе, которую проведет с 19 по 23 августа в Салониках (Греция) Лаборатория исследований предпринимательства ВШЭ совместно с несколькими европейскими университетами. Рассказывает соруководитель школы со стороны ВШЭ Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, в чем основная идея этой школы? Чем она отличается от двух предыдущих летних школ, проведенных Лабораторией исследований предпринимательства ВШЭ?
— Основная идея состоит в том, чтобы показать студентам, представляющим разные университеты, уровни и профили образования, что теория предпринимательства — это интересное поле, в котором найдется местечко для приложения ума и сил каждому. Мы стремимся, чтобы у участников сложилось достаточно глубокое и разностороннее впечатление о проблемах, методах и практическом значении теории предпринимательства.
Хочу специально подчеркнуть: никто на этой школе учить писать бизнес-планы или вести переговоры с потенциальным инвестором не будет. Мы ориентируемся не на потенциальных предпринимателей, а на тех студентов, которым предпринимательство и бизнес кажутся интересным полем для фундаментальных и прикладных исследований, то есть для будущих бизнес-аналитиков.
За последние годы летние школы стали важным элементом работы нашей лаборатории. На них мы знакомим новичков с современными исследованиями предпринимательства, в частности с проектами «Глобальный мониторинг предпринимательства», «Предпринимательским рейтингом регионов» и другими. Но эта летняя школа во многом станет новым этапом.
Напомню, что две первые школы, в 2009 и 2010 годах, были сугубо российскими по составу студентов-участников, хотя мы каждый раз приглашали также одного из известных зарубежных специалистов в качестве лектора и «свежей головы» — для комментирования студенческих презентаций, консультирования участников по вопросам теории и исследовательской методологии.
В 2011 году был сделан следующий шаг — школу мы провели вместе с коллегами из молодого, но быстро растущего Университета Твенте. В ней участвовали уже студенты из Вышки и Твенте, причем, поскольку в этом университете учится довольно много иностранных студентов, состав оказался довольно интернациональным. Школа оказалась успешной. По мнению студентов-участников из обоих университетов, школа превзошла их ожидания — за короткий срок они узнали много нового, получили навыки анализа данных, проектной работы в международных группах, смогли познакомиться и подружиться друг с другом и ознакомиться с достопримечательностями Амстердама и Москвы. Именно отзывы участников побудили нас заняться таким хлопотным делом, как организация международной летней школы в более широком формате.
— И тогда вы решили расширить круг соорганизаторов?
— Да, в 2012 году к нам присоединился Технический университет Берлина, где мы и собрались. В программе были, как обычно, проблемные лекции и мастер-классы представителей всех трех университетов по различным аспектам теории предпринимательства, развития национальной инновационной инфраструктуры наших стран, корпоративного управления, статистики бизнеса и предпринимательства и прочим темам. Также школа предусматривала работу в ряде выездных заседаний, мы побывали в университетском технопарке Адлерсхоф и других интересных для нашей группы местах.
Кроме того, были сформированы международные команды по трем темам, участники которых готовили свои презентации во время самой школы и представили их результаты на общей итоговой сессии.
Конечно, всем понравилось и то, что мы работали в столице Германии. Современный Берлин — динамично развивающаяся столица, которая может предложить самые разные культурные впечатления, от классической музыки и живописи до современного искусства.
Уже тогда несколько университетов из Англии, Шотландии, Финляндии, Бельгии присматривались к нашему опыту. В результате в этом году круг участников шире, мы сформировали консорциум — с договорными отношениями, прописанными правилами и процедурами вхождения в него, допуска студентов и прочему — и позиционируем ее уже как Европейскую летнюю школу «Exploring Entrepreneurship». В следующем году надеемся еще расшириться, возможно, с софинансированием со стороны Евросоюза.
Летнюю школу этого года, которую планируется провести с 19 по 23 августа в Салониках, Лаборатория исследований предпринимательства ВШЭ организует совместно с Техническим университетом Берлина, Университетом Твенте (Энсхеде), Нидерланды, Университетом Шеффилда, Великобритания, и Городским колледжем Салоников (последний является филиалом Школы бизнеса Университета Шеффилда).
— Каким будет состав участников ближайшей летней школы?
— Для участия будут отобраны не менее пяти студентов от каждого из партнерских университетов. Учитывая, что и в Твенте, и в Шеффилде, и в Салониках учится много иностранцев, полагаю, состав студентов будет очень интернациональным. Кроме этого, мы будем готовы принять некоторое количество студентов из других университетов, чтобы они могли выполнить роль «разведчиков» и донести до профессоров и студентов своих университетов, что наша школа — очень полезное, нужное и увлекательное занятие. В общем, рассчитываем на 40-45 участников-студентов, с которыми будут работать примерно 8-10 преподавателей.
— Из каких основных мероприятий будет состоять программа летней школы?
— Конечно, как всегда, это будут лекции и мастер-классы профессоров участвующих в школе университетов по актуальным проблемам теории предпринимательства, а также двух приглашенных докладчиков — одного представителя греческого бизнеса и одного из ведущих европейских исследователей предпринимательства. Также университеты-участники представят презентации о своих программах образования в области предпринимательства, будут и презентации самих студентов — им придется влиться в одну из международных групп для подготовки коллективной презентации по одной из четырех тем, которые мы доведем до них прямо в ходе школы. Так что придется поработать.
— А еще на что-то у студентов время останется?
— Конечно. Август в одном из курортных регионов Греции дает много возможностей для короткого, но приятного отдыха после напряженной учебы — перед новым учебным годом в Москве.
— Что получат студенты в итоге?
— Получат знания, новые знакомства, а кто захочет и выполнит всю программу — получит от своего университета также некоторое количество кредитов за пройденный полноценный университетский курс (с учетом самостоятельной работы в ходе подготовительного этапа и самой летней школы).
— На каких именно студентов ориентирована школа и каковы условия участия?
— Мы исходим из того, что в основном ее участниками должны быть студенты бакалавриата, которые задумываются о выборе направления своей подготовки и тематике исследовательской работы в магистратуре. Но могут участвовать, конечно, и студенты магистратуры. Надо заполнить анкету и выслать ее на указанный адрес не позднее 15 марта. Поскольку итоги конкурса на проведение летних школ еще не подведены, я не могу гарантировать студентам, что почти все их расходы будут покрыты Вышкой (за исключением оргвзноса в размере 100 евро). Но по практике прошлых лет было практически так.
Виктор Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.